Разрушенная плотина

Разрушенная плотина

IMAGO/R4924_italyphotopress/Global Look Press

6 июня в оккупированной части Херсонской области была разрушена плотина Каховской ГЭС — вода начала неконтролируемо сбрасываться вниз по течению Днепра, затапливая десятки населенных пунктов. По данным украинских властей, плотину взорвали российские военные, а именно военнослужащие 205-й мотострелковой бригады Вооруженных Сил РФ. В Киеве заявили, что основные работы по минированию россияне провели еще прошлой весной, сразу после захвата станции, но подрыв совершили именно сейчас, чтобы помешать контрнаступлению ВСУ. По версии России, плотина была уничтожена «в результате преступных действий со стороны вооруженных формирований Украины». При этом аналитики допускают, что плотина могла разрушиться сама из-за беспрецедентно высокого уровня воды в водохранилище. Фарида Курбангалеева поговорила с военным экспертом Яном Матвеевым, который рассказал, в чью пользу играет подрыв плотины и какими будут последствия ее уничтожения на фронте.

— Кому было бы выгодно взрывать плотину Каховской ГЭС?

— Базово, конечно, все это выглядит так, как будто никому не выгодно. Потому что, естественно, затапливается и та, и другая территория (контролируемая РФ и Украиной. — Republic). Возникает проблема эвакуации граждан — и мирных, и военных. При этом сильнее затапливается левый берег — тот, который оккупирован российскими войсками, а значит, их позиции. И кажется, что это всем несет большие неудобства, мягко говоря.

Но с украинской точки зрения эта плотина хоть и была повреждена, ее можно было после освобождения территорий восстановить. Возможно, запустить заново, починив разрушенные части, и опять пустить в производство электроэнергии. Это первое. А второе — в условиях войны ее можно было использовать как переправу, потому что там был мост. Да, он был немного разрушен, российские войска подорвали его, когда отступали [в ноябре]. Но это не выглядело чем-то фатальным, его можно было отремонтировать.

Антоновский мост не подлежит быстрому восстановлению, и украинцам пришлось бы либо на баржах переправлять войска, либо делать понтонный мост — неустойчивый, неудобный, его легко разбомбить. То есть им в любом случае была выгодна целая плотина, им незачем было ее разрушать. Особенно с учетом того, что они планируют контрнаступление и освобождение территорий. А с российской стороны никаких планов по вторжению на другой берег Днепра мы не видим. Да их и не может быть — сил для этого пока явно не хватает.

При этом, что касается затоплений, да, российские войска теряют часть территорий, потому что она становится непригодной. Они теряют свои накопанные позиции. Но украинские войска почти полностью теряют возможность хоть какой-то десантной высадки на другой берег. Понятное дело, что десантирование через Днепр и так было крайне затруднено, никакой массовой высадки, скорее всего, мы бы не увидели. Но теперь это практически невозможно. И в случае, если на Запорожском фронте будет идти большое наступление, то небольшие вылазки через Днепр были бы такими вспомогательными ударами, которые бы отвлекали российские войска и не давали им уйти с берега. А между прочим, на берегу, если верить различным открытым данным, начиная от Новой Каховки и до Кинбурнской косы российских войск находилось чуть ли не больше, чем на всем Запорожском фронте. То есть там была существенная группировка. Наверное, она еще осталось, потому что вряд ли они так быстро успели уйти. То есть они очень плотно прикрывали берег, в том числе опасаясь высадки украинского десанта.

Теперь же все затоплено, дельта Днепра стала шире, течение, возможно, быстрее стало. Плюс все перепуталось — какие-то острова затопило, какие-то нет. Пропали ориентиры, фарватеры, а для маленьких лодок это важно. Потому что если вы отправляете 10–20 лодок с солдатами, они наверняка будут десантироваться ночью. И вы наверняка не захотите, чтобы они натыкались на какие-то коряги или торчащие деревья. Это все будет усложнять задачу. Военных проще будет выследить и атаковать.

Военный аналитик Ян Матвеев

Скриншот с видео / YouTube

Кто-то пишет, что наоборот, сейчас вода протечет, все обмелеет и украинцам станет легче. Нет, это произойдет не скоро. Каховское водохранилище огромное, это видно даже на карте, воды там явно много, и вытекать она будет долго. Я видел оценки в два месяца на возвращение к какому-то адекватному руслу Днепра. То есть по сути до конца лета. А это и есть время, которое украинцы должны тратить на контрнаступление. То есть этот прорыв дамбы (по сути, ее уничтожение) практически полностью ставит крест на возможности высадок украинцев и на том, что они могут захватить готовую переправу через Днепр.

Да, российские войска теряют свои позиции, которые будут затоплены. Но они им не нужны. Потому что если никто не будет высаживаться, зачем им позиции? Плюс это же просто окопы, и при большой необходимости солдаты с лопатами выкопают за неделю новые — это не то чтобы какая-то сложная наука. И если даже кто-то из солдат трагически утонул [при затоплении], то это считанные единицы, потому что это не какое-то цунами было. Вода поднималась постепенно в течение дня и плюс-минус все смогли эвакуироваться. По сути, у россиян была серьезная природна преграда, линия обороны. Соответственно, они сейчас этот эффект дополнительно усилили.

— То есть все действительно выглядит так, как будто россияне хотели остановить контрнаступление ВСУ?