— Это был самый настоящий геноцид, — начал рассказ чеченец Хамзат из станицы Ассиновской. — Русских в Ичкерии истребляли по любому поводу. И если кто-то скажет, что это был не геноцид, то он нагло соврет. Аллах — свидетель!
— Русские по местной традиции это все нечеченцы? Русские, украинцы, армяне, евреи, татары, поляки и так далее? — на всякий случай уточнила я и пояснила, — Мои беседы с земляками — верный способ сохранить истину о том страшном времени войны и беззакония.
Хамзат согласно кивнул, и взгляд его устремился в пространство над моей головой, словно он хотел на самом деле вернуться в тот момент, о котором болела душа.
— Моя совесть чиста перед Аллахом. Но я помню нелюдей. Их было много, они, как хищники, набрасывались на земляков и терзали их. Из-за таких нелюдей мне бывает стыдно назвать себя чеченцем.
Я родился в Ростове-на-Дону. Мы жили там хорошо. Но потом моя нана [по-чеченски — мама] с отцом решили, что пора возвращаться на земли предков, потому что они уже старые и тянет их домой, а я самый младший в семье — куда они, туда и я. В начале 1998 года мы, оставив русский регион, приехали в станицу Ассиновскую. Город Грозный примерно в часе езды от нас. В Ростове-на-Дону рядом с нами жили замечательные русские соседи. Когда они поняли, что мы решили уехать окончательно, а не только проведать родных, то плакали и уговаривали нас остаться.
И с каким нечеловеческим злом мы столкнулись по отношению к русским землякам в Ичкерии! Вооруженные до зубов чеченцы сразу предложили нам убить или запугать любую русскую семью, дом которой нам приглянется. «Отнимем, и все!» — уверили нас. Моя нана выступила против, она сразу сказала, вы Аллаха не боитесь, а мы так не поступаем! Мы купим дом и дадим людям спокойно уехать! Мы, как и вы, чеченцы, но мы поступаем по справедливости! Потом родители договорились с одной семьей купить их дом, и те нас благодарили, буквально в ноги падали, били поклоны, потому что многие русские семьи были ограблены, изгнаны, зверски убиты за жилье.
Мне тогда было пятнадцать, и я не понимал до конца всего кошмара, который происходит в республике, и почему исчезают нечеченцы. Что нужно человеку в пятнадцать лет? Я краем уха слышал про убийства, но отвлекался, мечтал и писал стихи, несмотря на сложную обстановку.
Обыкновенный нацизм и погром как инструмент этноцида - под отведенные ужасом (или сияющие радостью и торжеством!) глаза соседей . Вообще-то пора уже откреплять само слово "погром" от евреев только. О них, разумеется, не забудет ни один серьезный погромщик, но монополии у них уже давно нет.
Полина, спасибо Вам, но очень жду Вашу книгу.
Спасибо! Я сейчас провожу опросы реальных свидетелей, которые чудом выжили в Чечне. Пишу рассказы-документы.
С некоторыми рассказами у меня в архиве есть фотографии убитых (или чудом выживших).
Я служил в армии осень 93 - осень 95. И в 94м, за полгода до начала первой чеченской, слышал подобные истории от сослуживца наполовину русского из тех мест, и не хотелось верить. Хотя, с подобным отношением сталкивался и в Ташкенте еще в 1991м. Хорошо, что с тех пор в Ташкенте многое изменилось.
Как бы история снова не повторилась, когда россия проиграет войну и перестанет заливать деньгами Чечню.
Ну что теперь понятна ситуация в Израиле? Обращаюсь к тем кто ходит по европейским городам с флагами и кричит свободу палестине! И считают что Израиль проводит политику аппартеида.! Приедут и без разбора беспощадно вырежут и детей и стариков и с арабскими корнями и с русскими и с эфиопским. На месте городов будет сплошная восточная помойка.