Victor Lukarevskiy/Russian Look
На этой неделе в пригороде Вашингтона Арлингтоне прошли трехдневные переговоры между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана Араратом Мирзояном и Джейхуном Байрамовым. Посвящены они были урегулированию двухсторонних отношений после Второй Карабахской войны, закончившейся в ноябре 2020 года полной победой Азербайджана. Активное участие в нынешних переговорах принимал глава Госдепа США Энтони Блинкен. По их завершении он заявил о прогрессе в мирном урегулировании в Закавказье. «Спасибо за усердную работу, проделанную за эти три дня. Спасибо за достигнутый прогресс и за решимость продолжать эту работу в предстоящие недели и месяцы», — сказал Блинкен 29 июня.
Между тем все могло закончиться далеко не так радужно. Во время переговоров в зоне Карабахского конфликта произошло его резкое обострение. По сообщениям Минобороны РФ и армянских СМИ, 28 июня азербайджанские вооруженные силы, применив артиллерию и беспилотники, нанесли удары по позициям армянских формирований в Мардакертском и Мартунинском районах Нагорного Карабаха, в результате чего погибло четверо (по другим данным, пятеро) армянских военнослужащих.
На этом фоне Национальное собрание (парламент) непризнанной Нагорно-Карабахской республики (Арцах) потребовал от армянской делегации в Вашингтоне не больше не меньше — «незамедлительно прекратить начатые переговоры до установления полного прекращения огня на линии соприкосновения с Арцахом и на границах Республики Армения» . Однако этот пылкий призыв парламентариев НКР официальной армянской делегацией в Вашингтоне был проигнорирован. Переговоры, как мы знаем, продолжились и были оценены главой Госдепа как успешные.
У азербайджанской стороны своя версия событий, произошедших в эти дни в Нагорном Карабахе. Согласно ей, 27 июня (то есть в день начала переговоров в Вашингтоне) «незаконные армянские вооруженные формирования» НКР открыли огонь по позициям азербайджанских сил, в результате чего был ранен азербайджанский военный. В ответ на это 28 июня армия Азербайджана провела операцию под кодовым названием «Гнев», нанеся удары по армянским формированиям в Карабахе, о чем было сказано выше.
Теперь о том, кому было выгодно это обострение в Нагорном Карабахе и кто чего таким образом хотел добиться.