Издательство «Альпина нон фикшн» выпустила «Историю пиратства. От викингов до наших дней».
Компактный, но обстоятельный труд Питера Лера, одного из ведущих мировых специалистов по безопасности на море и борьбе с терроризмом. Ученый избегает распространенной в современной культуре романтизации пиратской жизни и рассматривает грабеж как бизнес, исследуя стоящие за ним интересы. Автор анализирует мотивы выбора этой рискованной «профессии» и экономические причины явления, освещает роль государства в поощрении пиратства на протяжении всей истории: от каперов, санкционированных королевой Елизаветой I, до современных разбойников, промышляющих у берегов Африки.
До XX века лучший, хотя и не самый простой способ раз и навсегда покончить с пиратством, исходящим из четко идентифицируемых мест, заключался в том, чтобы помешать пиратам делать оттуда свои вылазки — либо путем отправки военно-морского флота для уничтожения пиратских очагов, либо путем вторжения на всю территорию и установления колониального режима. Второй вариант давал более длительный результат, первый же, как правило, лишь на время сдерживал разбой: неудавшиеся попытки прикрыть порты Алжира, Триполи и Туниса с помощью обстрелов с моря являются тому доказательством.
Тем не менее масштабы сомалийского пиратства в период его расцвета, с 2008 по 2012 год, привели к тому, что различные западные военно-морские силы стали лоббировать проведение антипиратских операций на сомалийском побережье, в дополнение к мерам противодействия, принимаемым на море. Предложенные операции, хотя и предположительно ограниченные в масштабах и охвате, подразумевали разрушение пиратской наземной инфраструктуры: например, уничтожение их судов и либо арест, либо «устранение» тех лидеров банд, которые попали в поле зрения западных спецслужб. Защитники столь жесткого курса обращали внимание на то, что подобные миссии уже были неотъемлемой частью контртеррористических операций против группы «Аш-Шабаб»*, а также на то, что аналогичные рейды уже проводились в рамках миссий по борьбе с пиратством. Например, в истории с угоном Le Ponant сразу же после получения выкупа и освобождения тридцати заложников французские десантники перешли к действиям, пока пираты пытались скрыться в пустыне. Часть выкупных денег вернули, шестеро пиратов были схвачены, еще трое, предположительно, убиты, некоторые ранены, хотя французские источники до сих пор опровергают эту информацию.
*Деятельность организации в Российской Федерации запрещена