В издательстве «МИФ» вышла книга «Культурный интеллект. Почему он важен для успешного управления и как его развить».
Главный показатель будущего успеха в сегодняшнем мире без границ — не уровень IQ, не профессиональные навыки и даже не опыт, а культурный интеллект (CQ), позволяющий человеку успешно общаться и работать в ситуации культурного многообразия. Если вы хотите развивать бизнес и эффективно управлять командой в современной мультикультурной среде, то вам не обойтись без развитого культурного интеллекта. Высокий CQ позволяет налаживать контакты по всему миру и сотрудничать с самыми разными людьми.
Автор книги, президент Центра культурного интеллекта в США Дэвид Ливермор, опирается на результаты научных исследований и предлагает собственную прикладную модель для развития CQ. Он учит глобально мыслить и адаптироваться к разным культурным контекстам, в том числе и отдельных организаций.
Если у двух кандидатов на руководящую должность похожие резюме, будут ли они одинаково эффективны в работе за границей? Необязательно. В этом состоит одно из уникальных открытий в области культурного интеллекта. Культурный интеллект — это умение, которое нельзя получить автоматически только на основании того, где вы работали, учились и жили. Это индивидуальная способность. Кто-то ею обладает, кто-то нет, но повысить свой уровень культурного интеллекта может каждый.
Как можно это сделать? Действительно ли у человека, выросшего в Лондоне или Сингапуре, CQ в среднем будет выше, чем у кого-то, кто вырос в Де-Мойне или в китайской деревне? Больше ли CQ у миллениалов, чем у бумеров? Насколько важны для CQ опыт международного общения и полученное образование? Все эти факторы могут быть связаны с CQ, но это лишь корреляции — между ними нет причинно-следственных связей.
Мне довелось общаться с бизнес-лидерами и чиновниками, которые десятилетиями жили за границей, но по-прежнему оставались совершенно зашоренными в культурном плане. Встречался я и с другими руководителями, нередко имевшими минимальный опыт работы за границей, но великолепно умевшими адаптироваться к самым разным культурным контекстам, при этом всегда оставаясь собой. Почему между ними такая разница? Какие навыки и умения обеспечивают стабильно высокие результаты лидерам в ситуации межкультурного взаимодействия?