Александр Лукашенко и Владимир Путин

Александр Лукашенко и Владимир Путин

Kremlin.ru

На прошедшей неделе президенты России и Беларуси разразились резкими выпадами в адрес Польши. Путин заявил, что Польша хочет вступить в войну России и Украины и захватить часть украинских территорий. Он также подчеркнул, что западные области Польши «были подарены ей Сталиным». Лукашенко на встрече с Путиным в шутливой форме «пожаловался» на наемников из ЧВК «Вагнер»: по его словам, они хотят «сходить на экскурсию» в польские Варшаву и Жешув. Кроме того, Лукашенко выступил с утверждением, что Польша перебрасывает силы к западной границе Беларуси, и заявил, что ей нельзя позволить оккупировать украинскую территорию. По словам Лукашенко, Беларусь и Россия должны быть готовы «помочь населению Западной Украины».

Фарида Курбангалеева расспросила аналитика Центра восточных исследований Польши Камила Клысинского, что могут означать эти заявления и как к ним относятся сами поляки.

— Почему Путин, а вслед за ним Лукашенко вдруг вспомнили о Польше и обрушились на нее с угрозами?

— Для меня это было не «вдруг» и не так неожиданно, потому что я занимаюсь проблемами Беларуси и слушаю Лукашенко уже 16 лет. Не из удовольствия, а по работе. Он таких глупостей наговорил уже довольно много. Например, про то, что мы заинтересованы в реконструкции Восточных Кресов (польское название территорий нынешней Западной Украины, Западной Беларуси и Литвы, некогда входивших в состав Польши; «восточная окраина». — Republic) и что мы хотим оторвать Брестскую и Гродненскую области в западной части Беларуси. Что якобы у нас [польские] карты нарисованы до Минска и мы всегда думаем, как вернуть «историческую справедливость». Поэтому то, что он живет в мире разных устаревших клише и стереотипов, меня не удивляет.

Путин действительно говорит про это немного реже, потому что это лидер глобальной державы. А Польша для России не главная проблема и не главный противник. Главный противник в масштабах России — это, конечно, США. Главный соперник (но не противник) — это Китай. А Польша где-то там, посередине. С точки зрения Москвы, это маленькая, но навязчивая и очень неудобная страна, которая постоянно мешает, постоянно призывает к санкциям. Лукашенко на это тоже жалуется, конечно. И вот они с Путиным оба заговорили на эту тему, чтобы показать Польшу как очень безответственную, конфликтную страну, которая создает турбулентность в регионе. В отрицательном смысле им можно сказать «спасибо». Это «привет» из Москвы за то, как мы помогаем Украине на этой войне.

Не зря Лукашенко упомянул [город] Жешув, когда говорил про «вагнеровцев», которые готовятся на «экскурсию» в Польшу, Жешув является главным логистическим хабом для всей западной помощи Украине. Поэтому Польша для них — этакая язва, больная мозоль, очень-очень неудобный компонент карты в Европе.

— Насколько серьезно можно воспринимать намеки Лукашенко на то, что якобы вагнеровцы могут напасть на Польшу? Во всяком случае, в конце июня власти Польши заявили, что усилят охрану границы с Беларусью из-за перемещения туда наемников российской ЧВК.