Фото: rabkor.ru
Реакция комментаторов, как справа, так и слева, по поводу недавнего ареста социолога Бориса Кагарлицкого была довольно единодушной и состояла в том, что это большая ошибка. Левые упирают на то, что арестован выдающийся левый теоретик, «неомарксист». Правые убеждены, что арестовывать Кагарлицкого неверно, потому что в качестве известного на Западе левого он очень даже может пригодиться Кремлю для продолжения манипулирования Западом.
Вот два типичных высказывания со стороны экспертов правого толка.
Известный кремлевский политтехнолог Сергей Марков: «Борис Кагарлицкий сегодня, наверное, самый влиятельный российский политик и эксперт левого лагеря в мире. Он "втусован" в огромное международное левое социалистическое движение уже лет 40. И выражает он во многом позицию этого левого международного социалистического движения. Его нужно не в тюрьму сажать, а активно работать администрации президента с ним…»
В этих словах Маркова верно почти все. Действительно, свободно владеющий несколькими европейскими языками, отличный оратор Кагарлицкий уже три десятка лет представляет себя на Западе в качестве главного российского «левого» и «марксиста», противостоящего консервативному сталинистскому руководству КПРФ. Единственно, не понятно, почему последняя фраза из приведенного отрывка звучит в виде некоего предложения? Администрация президента РФ с Борисом Юльевичем работала много и плодотворно, и забегая вперед — нельзя с уверенностью утверждать, что перестала работать и сейчас.
Во всяком случае, когда на днях журналист «Коммерсанта» Андрей Колесников попросил российского дуче прокомментировать аресты Бориса Кагарлицкого, режиссерки Евгении Беркович и сценаристки Светланы Петрийчук, Путин при произнесении имени «Кагарлицкий» как-то странно усмехнулся. Впрочем, спохватившись, тут же заявил, что слышит эти имена впервые, отметив, что может, и не стоило поступать с ними таким вот образом…
«Отстаньте от Кагарлицкого! Не допускайте грубой политической ошибки. Если его вдруг посадят, то это будет огромный вред России в мире», — умоляет Марков понятно кого.
Похожие мысли выражает еще один консервативный российский философ и политолог близкий к Кремлю, Борис Межуев: «Возникает ощущение, что это просто сознательное вредительство. И это когда Роберт Кеннеди-младший выступил за налаживание отношений с Россией… Может быть, он и не станет президентом США, но реальная угроза действующему президенту (Америки), занимающему антироссийскую позицию со стороны левых кругов Демократической партии, становится очень определенной. Самое главное, эти левые круги Демократической партии в лице Кеннеди-младшего обозначают свой более умеренный в отношении России курс. И в этот момент арестовывают самого известного человека в этих кругах в России. Естественно, настроение в этой среде — искать взаимодействия с Россией — после такого ареста уменьшится в разы».
О том, что Кагарлицкий много лет осваивал гранты президента РФ, не написал только ленивый. Мне он лично рассказывал, что получил президентский грант на работу по теме мигрантов в России. Было это, если не ошибаюсь, в 2012 году. Но это, в конце концов, не самое страшное его прегрешение.