Так получилось, что, похоже, никто из профильной прессы, кроме меня, нового шоу Бритни Спирс не видел, и теперь приходится по нескольку раз на дню давать разного рода комментарии на этот счет – она ведь и в Москве с Питером ожидается. Коротко для slon.ru: шоу Бритни Спирс – это представление самого настоящего цирка, организованное под математически выверенный сет из главных хитов американской певицы. Три года назад казалось, что самая успешная поп-исполнительница начала века поставила себе цель угробить свою карьеру – она злоупотребляла всем, чем можно и нельзя, брилась наголо, сверкала перед камерами отсутствием нижнего белья и в итоге, практически, лишилась славы, денег и детей. Теперь новый виток карьеры. Два последних альбома совершенно не стыдно слушать, если вы в принципе не против современной танцевальной музыки, а если пытаетесь следить за тенденциями и модами, то слушать нужно обязательно. И вот – первое за пять лет турне по открытым площадкам. Полное название “The Circus Starring: Britney Spears”. Я видел «Цирк» Бритни Спирс на лондонской арене О2. Шоу оглушает и ослепляет, и даже если вы на дух не переносите поп-музыку, ознакомиться с этим спектаклем необходимо, просто чтобы представлять себе, на что способны сегодняшние зрелищные технологии. Герои шоу – «арлекины и пираты, циркачи и акробаты», а также сама Бритни – большую часть времени находятся в буквальном смысле в подвешенном состоянии, то есть, работают в воздухе, удерживаемые только цирковыми лонжами. Музыкантов не видно, они где-то под сценой, и, в общем, факт их живой работы не так уж и принципиален. Если бы выяснилось, что все шоу идет под «минусовую» фонограмму, ей-богу, мало кто расстроился бы. “The Circus” Бритни Спирс – яркое подтверждение не новой мысли о том, что музыка сейчас мало интересует широкие народные массы сама по себе. В клубах, на специализированных площадках – да. Но не на фестивалях под открытым небом и не на стадионах. Я не самый большой сторонник мысли о том, что вместе с Майклом Джексоном ушла эпоха, но легко соглашусь с тем, что ушел человек, научивший других растворять личность в шоу. Дело его живет. И такова ситуация не только в поп-жанре. Возьмем группу U2, которая, как считается, играет самые дорогие и впечатляющие рок-концерты в мире. В 1990-е годы, когда группа числилась в абсолютном авангарде и выпускала по-настоящему новаторские альбомы, мегаломанский характер ее шоу был соразмерен творческому уровню. В новом тысячелетии U2, в основном, продают бренд “U2”, который составляют такие элементы, как «харизматичный лидер – политический активист», «характерное звучание гитары», «сверхприбыли» и «самое эффектное шоу». В новом тысячелетии U2 позволяют себе выпускать альбомы с максимум двумя-тремя хитами, тогда как в конце 80-х – начале 90-х таковых на их пластинках было абсолютное большинство. U2 давно ничего не диктуют в музыке, они, подобно Depeche Mode и The Cure, работают, прежде всего, с многомиллионной фанатской прослойкой, которая способна кормить их до глубоких седин. Но стадионные представления U2 интересуют не только тех, кто следит в интернете за каждой изданной в студии нотой, за каждым шагом Боно. Люди, заполняющие стадионы, знают, что шоу U2 – незабываемые впечатления на всю жизнь. При этом многие из них вряд ли напоют хотя бы пару песен группы. Так обстоят дела и с нынешним турне U2 360°. Оно открылось в начале июля в Барселоне и организовано в поддержку вышедшего в феврале диска U2 No Line On The Horizon. По меркам карьеры U2, альбом показывает довольно скромные результаты в чартах, а публика более-менее подпевает лишь Magnificent – сработали танцевальные ремиксы трека. Но на концерты 360° билетов не достать, и U2 не подвели – со зрелищной стороной вопроса все в порядке. Концепция шоу – выход на связь с космосом, сцена – то ли космический корабль, то ли антенна, направленная на господа, главный трюк в Барселоне – диалог с обитателями МКС: «А Земля и вправду круглая?» – «Вообще-то, парни, это секрет». Толпа визжит от счастья, ей в этот момент не так уж важно, какой там у U2 альбом последний и когда он вышел. Грубо говоря, U2 точно так же растворяются в своем шоу, как Бритни Спирс – в своем. Они устраивают публике аттракцион, который должен оправдывать стоимость билета. Не так давно я пересматривал на DVD короткий концерт, который The Rolling Stones дали в перерыве полуфинала чемпионата по американскому футболу 2006 года. В течение 15 минут группа собрала на футбольном поле полноценную сцену, сыграла Start Me Up, Rough Justice и (I Can't Get No) Satisfaction и освободила место для продолжения матча. Если сегодня Бритни Спирс возит за собой по миру настоящий цирк, а U2 – ЦУП, почему бы не предположить, что The Rolling Stones в следующем турне повезут за собой чемпионат по американскому футболу? И совершенно не важно, будет ли для этого хотя бы минимальный музыкальный повод или нет.