Фото: Wikipedia / Jerzy Tomaszewski
На прошлой неделе Владимир Путин порадовал аудиторию новым сомнительным представлением. Посреди заседания оргкомитета «Победа» российский лидер вспомнил о любимом занятии — обличению всех грехов Степана Бандеры и его сторонников.
«Это вот как раз бандеровцы и иже с ними давали прямые указания. Немцы, даже войска СС, не считали возможным принимать участие в этих массовых репрессиях. Они практически передали это всё в руки местных националистов и антисемитов».
И протокольное мероприятие вмиг превратилось в стыдную версию классической комедии про офис, где незадачливые герои — прямодушный простак, подлиза-карьерист и чудаковатый нерд — вынуждены любой ценой выкинуть что-то безумное, чтобы угодить своему экзальтированному боссу. Правда, объектом мозгового штурма вместо плана продаж или стройки парка здесь выступала одна из величайших трагедий в человеческой истории. Нюанс присутствующих если и смутил, то не сильно.
Лучше других начальника понял главный раввин России Берл Лазар:
«Я знаю одно, что во многих городах, к сожалению, когда нацисты пришли, местечко или город были, как называется, judenfrei [«очищенными от евреев»,] Уже были «освобождены» от евреев, потому что коллаборационисты сами уничтожили евреев, даже до прихода нацизма, фашистов».
Но, конечно, «босс» не собирался отдавать лучшую идею другим и де-факто провёл тождество между жертвами Холокоста в Украине и жертвами украинских националистов.
«А сколько евреев было уничтожено на Украине нацистами и коллаборационистами? Это полтора миллиона человек. Женщины, старики, дети. Полтора миллиона человек! […] Это были не просто нацисты! Это были те самые коллаборационисты, о которых сейчас главный раввин России сказал. Это как раз бандеровцы и иже с ними давали прямые указания!»
Навязчивые упоминания Путиным бандеровцев по поводу и без давно превратились в информационный фон. Но откровения сентября 2023 года — определённо повышение ставки. Российский президент так открыто ещё не перекладывал ответственность за Холокост с Третьего рейха на украинских националистов времён Второй мировой. Попробуем разобраться, насколько обоснованы эти высказывания.
Семья, которая всё-таки уцелела
Переживший войну ребёнком Владимир Альтшеллер так и не узнал своих настоящих фамилии, отчества, даты и места рождения. В 1950 году советские власти выдали подростку метрику. В графах о родителях стояли прочерки, а датой рождения указали 23 августа — в честь дня освобождения Харькова. Просто Володя смутно припомнил, что первые годы жизни провёл с родителями в крупном городе и наугад решил, что это был Харьков.
Забвение подростка объяснялось просто: в Холокосте сгинула вся его родня.
На момент немецкого вторжения в СССР Володя жил с семьёй в Бродах под Львовом. Там их и застала война — отец погиб в первые же дни войны. Отрывочные воспоминания ребёнка сохранили серые мундиры солдат вермахта, горящее здание синагоги и колючую проволоку, которой оккупанты огородили местное гетто.
Потом настала тяжёлая зима 1942 года: вместе с братом Володя искал щепки и доски, чтобы хоть чем-то топить печь. Затем отчаянный побег из гетто вместе с матерью, сестрой и братом. Вроде как мать знала неких надёжных людей в одном из соседних сёл, туда и отправились. По пути её и сестрёнку схватили оккупанты. Володя и брат убежали, скрылись в лесу.
«Началась долгая жизнь беспризорников. В лесу жили в землянках, огонь разжигали только ночью, чтобы не было видно дыма. Я и братик ходили по очереди в ближайшие села, просили милостыню. Люди давали продукты, старую одежду, кто что мог. Однажды брат пошел в село, а я остался на опушке леса. Прождал его до вечера, но он не вернулся. Говорили потом, что его схватили полицаи. Я остался один. Мне было 8 лет».
Как вспоминал потом уже взрослый Альтшеллер, за время вынужденного бродяжничества у него будто выработалось шестое чувство. Обычно он инстинктивно отличал тех, кто мог его выдать немцам, от готовых помочь соседей. Кто-то делился едой, кто-то даже пускал на ночлег. Иногда, правда, инстинкт сбоил: один крестьянин однажды так отходил мальчика батогом, что тот потом долго не мог встать, чуть не замёрз посреди поля.
Фото: Wikipedia / Yad Vashem
Володя не сдавался и шёл на восток. Осенью 1943 года в доме очередных случайных доброхотов он встретил тех, кого искал — солдат Красной армии. Те приняли его, сделали сыном полка. Так что эта история ещё не с самым грустным концом. В 1941–1944 годах многие еврейские семьи Украины сгинули полностью, без единого выжившего.
В тогдашней советской республике уничтожили около 1,5 миллиона человек, примерно четверть от общего числа жертв Холокоста. Владимир Путин здесь сказал чистую правду.
Но кто ответственен за эту трагедию? Насколько уместны попытки современного руководства РФ выставить главными виновниками истребления евреев украинских националистов, а не граждан Третьего рейха?
Целая Европа соучастников
Холокост (греч. «Всесожжение») или Шоа (ивр. «Катастрофа») — не просто одна из самых кошмарных трагедий в истории человечества, стоившая жизней шести миллионам людей. Одновременно это и со всех сторон чрезвычайно запутанное событие. Среди историков до сих пор нет единства, одних ли евреев можно считать его жертвами. Ведь в те же годы похожими средствами нацисты пытались истребить другие ненавистные им категории людей: гомосексуалов, Свидетелей Иеговы, европейских рома и синти.
От какой даты следует отсчитывать Холокост? Устоявшаяся отметка — пресловутая Ванзейская конференция 20 января 1942 года — весьма относительна. Ведь в Германии первые антисемитские декреты Адольф Гитлер установил почти сразу после прихода к власти зимой 1933 года. В конце 1930-х нормой в рейхе стали еврейские погромы. А с началом Второй мировой нацисты перешли к массовому уничтожению евреев, сперва в захваченной Польше, затем на оккупированной части Советского Союза. Так что в Ванзее гитлеровцы скорее вывели на новый уровень уже сложившуюся практику.
Карта: t.me/infograph_map
Наконец, кого стоит считать ответственными за геноцид? Только ли собственно немецких нацистов, граждан Третьего рейха, или вину с ними разделяют их пособники из разных стран? Вопрос отнюдь не праздный, ощущение «со-стыда» укоренилось в историческую память во многих государствах, даже не воевавших во Вторую мировую за Гитлера.
Так, во Франции при Холокосте погибли порядка 20–25% представителей местной еврейской общины, а в Нидерландах или Венгрии — не меньше 65–70%. Таких показателей нацисты не достигли бы без соучастия местных жителей. Неудивительно, что в 1995 году частичную ответственность своей страны за Холокост признал французский президент Жак Ширак, а через 25 лет — нидерландский премьер Марк Рютте.
Неприятная истина состоит в том, что среди каждой европейской нации находились люди, по разным причинам помогавшие нацистам в их преступлениях.
Одних пособников вёл страх перед оккупантами, других — корысть, третьих — собственные юдофобские убеждения. Но преступный KPI в разных странах обуславливал целый ворох факторов, где сама по себе активность коллаборантов стояла далеко не на первом месте. Многое зависело от германских планов на конкретную территорию, отправленных туда оккупационных сил, данных им инструкций, специфики местных иудейских общин и, наконец, нюансов географии. Так что нельзя руководствоваться одними сухими цифрами и утверждать, что голландцы или венгры желали смерти евреям втрое сильнее, чем французы.
Bundesarchiv, Bild 183–1985–1216–509 / CC-BY-SA 3.0
В конце концов, везде находились тысячи людей разного достатка и убеждений, по своей воле спасавших евреев от ареста и гибели — тех, кого после войны будут чествовать как праведников мира. Все они одинаково сознавали, что их дело насколько благородно с точки зрения общечеловеческой морали, настолько и преступно для хозяйничавших в их странах нацистов. Что провал грозит смертью и самим спасателям, и членам их семей.
Эти нюансы важно помнить при разговоре о Холокосте в непосредственно Украине, тогда ещё Украинской ССР, в 1941–1944 годах поделённой оккупантами на собственно рейхскомиссариат Украину и западный округ Галицию в составе генерал-губернаторства на месте уничтоженной гитлеровцами Польши.
«Инициатива, идеология и контроль над этим [Холокостом] — это была идея [немецкого] национал-социализма. В каждой стране они находили тех, кто им помогал. Помогали, потому что боялись и сами хотели остаться жить, помогали, потому что были антисемитами, помогали, потому что видели в этом что-то [правильное]. Но в каждой [стране] всегда были люди, которые встали на защиту людей, которые были обречены на смерть только фактом своего рождения. Украина в этом плане не отличается ни от Беларуси, ни от Литвы, ни от Польши, ни от Бельгии, ни от Голландии».
— Анатолий Подольский, директор Украинского центра изучения истории Холокоста