Офис Международного Красного Креста в Степанакерте

Офис Международного Красного Креста в Степанакерте

Marut Vanyan/dpa / Global Look Press

Азербайджанские вооруженные силы, нарушив соглашение о перемирии в зоне Карабахского конфликта, 19 сентября начали широкомасштабную военную операцию, целью которой является окончательное возвращение Нагорного Карабаха (непризнанная НКР, Арцах) под юрисдикцию Баку.

Во второй половине дня того же 19 сентября, уже после того, как азербайджанская армия начала массированный обстрел непризнанной республики, руководство последней напрямую обратилось к Баку с призывом остановить кровопролитие и начать переговоры. За 30 лет этого конфликта ничего подобного не было никогда — руководители НКР всегда были самыми непримиримыми противниками Азербайджана.

Однако в ответ на протянутую руку в администрации президента Азербайджана Ильхама Алиева Степанакерту фактически был предъявлен ультиматум: «Незаконные армянские вооруженные формирования должны сдать всё оружие, а незаконный режим должен быть распущен». По сути это означает не просто немедленную сдачу оружия, но и немедленную капитуляцию руководства НКР и немедленный же переход этой территории в состав Азербайджана.

И это при том, что принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану была открыто признана премьер-министром Армении Николом Пашиняном, чего до этого, кстати, тоже не делал никогда ни один ее руководитель. Больше того, Баку и Ереван за последний год провели ряд успешных переговоров. Подписание окончательного мирного договора между ними с передачей Нагорного Карабах под юрисдикцию Азербайджана было делом ближайших трех месяцев.

Степанакерт, 23 августа 2023 года. Из-за азербайджанской блокады Нагорного Карабаха, продолжающейся с декабря 2022 года, в городе ежедневно выстраиваются очереди за хлебом

Marut Vanyan/dpa/ Global Look Press

Тем не менее, несмотря на наступление Азербайджана, армянская сторона продолжала демонстрировать миролюбие: в МИД Армении заявили, что страна не намерена начинать боевые действия с Азербайджаном. То же самое сказал и премьер Пашинян.

Между тем, выступая в тот же день 19 сентября на Генассамблее ООН, президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что его страна поддерживает «антитеррористическую операцию Азербайджана» в Карабахе. С аналогичным заявлением выступило и министерство обороны Турции.

Спрашивается, для чего Азербайджану нужно было начинать новую войну за Карабах, когда он и так был бы передан ему в самое ближайшее время?

Является ли совпадением тот факт, что новое, неспровоцированное наступление Азербайджана на Нагорный Карабах началось буквально через несколько дней после визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Россию и его встречи там с Владимиром Путиным?