В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга доктора наук, профессора кафедры истории в Университете Сент-Луиса Дугласа Бойна «Аларих, король вестготов. Падение Рима глазами варвара».
Она рассказывает об Аларихе, вожде и первом короле вестготов, вошедшем в историю как человек, захвативший в 410 году Рим и показывает катастрофические события того времени не глазами римлянина, как это принято в историографии, а глазами «варвара», одного из самых оклеветанных персонажей римской истории.
Итальянцы, жившие в Риме, стремились узнать как можно больше о древнем наследии своего города, и многие иностранцы приезжали изучать его руины в течение десятилетий после зарождения современного итальянского государства. Президент США Вудро Вильсон ступил на базальтовую брусчатку старого города в 1919 г., став одним из первых американцев, осмотревших впечатляющие памятники Римского форума. Но свидетелем некоторых наиболее значительных открытий стала женщина итало-американского происхождения по имени Марчелла — дочь родителей, которые были первопроходцами в изучении римской археологии.
О матери Марчеллы, Мэри Эллен Роудс из Провиденса, штат Род-Айленд, известно очень мало. Но об ее отце, Родольфо, ученые написали целые тома. Он был итальянцем, учился на инженера, позже работал археологом и стал одним из первых, кто привнес в изучение Древнего Рима профессиональные навыки составления чертежей и картографирования. Неутомимый землекоп, порой он щеголял копной вьющихся волос, аккуратно подстриженными седыми моржовыми усами и просторным двубортным плащом. Родольфо и Мэри Эллен работали вместе много лет. Она перевела его исследования на английский язык и отправила ученые записки в Соединенные Штаты, где они были опубликованы в The New York Times под именем ее мужа. Супруги познакомили целые поколения читателей с жизнью Древнего Рима.
В итальянском есть удивительный способ почтительного обращения к уважаемым ученым и артистам. Итальянцы ставят определенный артикль il или la перед фамилиями, что делает их носителей более важными, чем сама жизнь, — единственными в своем роде. Для ученых муж Мэри Эллен, отец Марчеллы, всегда останется il Lanciani. К своим восьмидесяти четырем годам он знал и профессиональные триумфы, и семейные радости. Он стал итальянским сенатором, помог создать Национальный римский музей в здании бывших терм Диоклетиана и организовал приобретение римских артефактов для музеев Чикаго и Бостона — решение, которое вызвало небольшой скандал.
Имена были важны для Родольфо и Мэри Эллен Ланчани, обожавших историю Рима. Профессор сделал себе имя во многом благодаря раскопкам на Авентинском холме — том самом месте, где восьмидесятилетняя женщина тихо сидела над своими книгами в конце лета 410 г., пока ее внезапно не похитили из собственного дома. Семейная пара, посвятившая столько времени и энергии воскрешению древнего прошлого, дала своей дочери имя той женщины из далеких времен. Обе жительницы Рима, носившие имя Marcella, но родившиеся с разницей в сотни лет, связаны с историей Алариха.