Фото: страница northkorea_dprk_newssite в Instagram
После нападения ХАМАС на Израиль эксперты начали говорить о том, что и в других точках мира могут вспыхнуть тлеющие военные конфликты. В частности, снова могут обостриться отношения между Северной и Южной Кореей. В Южной Корее уже появились сообщения о том, что КНДР может внезапно напасть на своего соседа. Каковы реальные перспективы новой корейской войны? И в чем здесь может быть роль России, США и Китая? Об этом Republic поговорил с корееведом, профессором Университета Кукмин (Сеул) Андреем Ланьковым.
«Для корейцев происходящее в Украине — это война между какими-то двумя далекими государствами»
— Сегодня России от Северной Кореи нужны снаряды, чтобы компенсировать снарядный голод на фронте. В России надеются, что КНДР сможет передать ей 10 млн снарядов. Что вы думаете о снарядной щедрости северокорейцев в отношении России?
— Эта щедрость будет достаточно ограничена. Наблюдая за разговорами, которые сейчас идут вокруг Северной Кореи, порой начинаешь удивляться тем представлениям, которые вдруг появились у части российских политических элит. Им кажется, что Северная Корея — это такая Южная Корея, только с другой стороны геополитического противостояния. В действительности же КНДР — страна с очень слабой, очень маленькой экономикой. По официальным северокорейским данным, которые в КНДР не публикуют во внутренней печати, но регулярно передают за рубеж инвесторам и прочим заинтересованным лицам, северокорейский ВНП уступает южнокорейскому примерно в 50 раз. Соответственно, и возможности северокорейской военной промышленности весьма ограничены.
На складах Северной Кореи хранится большое количество боеприпасов, которые изготовлены по советским стандартам и соответствуют советским калибрам. Но вероятность того, что северокорейцы будут отдавать эти боеприпасы в больших количествах, оголяя свою оборону, невелика.
При том что сейчас в Северной Корея есть ядерное оружие, весьма эффективное как средство сдерживания, но полностью делать на него ставку невозможно. До появления ядерного оружия вся северокорейская доктрина, как оборонительная, так и наступательная, строилась на массированном использовании артиллерии. Сложно представить, что Северная Корея вдруг поделится значительной частью своих запасов.
Таким образом, цифры поставок снарядов, о которых пишут в российских СМИ, это значительное преувеличение. Сторонние наблюдатели называют куда более скромные цифры — порядка 1–2 миллионов.