Чувство вины присуще русской интеллигенции. И за свои грехи, и за чужие.
Великая русская литература, а она существовала, и чудовищные преступления сегодняшней России этого факта не отменяют, была сурова к своим читателям. Она требовала идентифицироваться с обделенными и несчастными, со страдающими и голодными. Она запрещала забывать о несправедливостях и жестокостях, она не позволяла жить спокойно, быть веселым и радостным, когда вокруг столько жертв бесчеловечности и лицемерия.
Сегодняшние русские, шокированные всем, что творится именем их страны в Украине, да и в самой России, — наследники тех читателей девятнадцатого века. Им не надо напоминать о трагедии и о том, что убийцы — их соотечественники. Украина в их сознании и в их снах, многие покинули Родину не из-за угрозы или неизбежности тюрьмы, а просто потому, что не могли больше жить в жуткой атмосфере прославления преступления. Многие из них делают что могут, помогая Украине и своим, бежавшим от Путина. Кто-то выходил на протест, рискуя свободой и жизнью. Эти последние, правда, в основном либо в тюрьме, либо в изгнании.
Но одно дело, когда чувство вины ты испытываешь сам, «добровольно», находясь в диалоге с самим собой и со своими близкими. И совсем другое, когда оно тебе навязывается извне, когда со всех сторон тебе говорят, что ты обязан его испытывать, потому что именно ты и такие, как ты, виновны в сегодняшнем кошмаре. Все, вне зависимости от того, что вы думали и даже делали. Ибо все вы генетические рабы, имперцы и далее по списку. Это говорят украинцы, что понятно и естественно, это говорят граждане других стран, не все, слава Богу. И это говорят некоторые соотечественники, причем часто люди известные! Они обличают и делают это так убедительно, что люди начинают им верить, даже не спрашивая, а кто дал им право обличать? Даже не интересуясь, а не превратили ли они обличения в бизнес, не зарабатывают ли они на этом известность или просто деньги?
Когда что-то обо всех нас, пусть даже то, с чем я не согласен, говорит сражающийся с нашей армией украинец, а тем более защищающий Украину с оружием в руках русский, я не могу возражать — язык не поворачивается. Но почему столь же смиренно я должен принимать обвинения от молодого здорового украинца, который фронту предпочел Берлин или Прагу? Только потому, что моя страна напала на его страну? Так я не нападал, а он не защищает.
Почему я должен признать прокурорские полномочия за тем россиянином, который уехал из России в достаточно вегетарианские времена, не связывает свое будущее с Россией, научился отделять себя не только от режима, но и от страны? И который все то время, что тысячи и тысячи наших сограждан стояли в пикетах, шли под дубинки или садились за решетку, провел в безопасности, глядя на нас со стороны? Он, конечно, как и любой другой, может говорить о нашей стране то, что считает нужным — это естественное право каждого. Но вот раздавать оценки, определять виновность — нет!
"после убийства 13 января 1991 года советскими войсками тринадцати человек в Вильнюсе на улицы Москвы вышел миллион человек. И они требовали не сохранения империи, а свободы Литве, Латвии, Эстонии и другим захваченным землям". После нападения России на Украину на антивоенную демонстрацию вышли полторы-две тысячи человек. Не кажется ли вам, что Россия сильно изменилась с 1991 года?
Спасибо, Леонид. Очень хорошая статья. Вы сформулировали и облекли в текст многие мысли мои и моих друзей, но которые мы не можем правильно выразить.
- Ни один человек не может быть объявлен виновным за то, что не хочет насильственными методами продвигать свою точку зрения на устройство страны, гражданином которой является.
- Возлагать на гражданина ответственность за то, что он в свое время не применил насилие к своим согражданам с целью остановить возможную будущую военную агрессию - дико.
- Аргумент о том, что граждане страны-агрессора уплатой налогов помогают агрессии, несостоятелен. Поскольку платить налоги обязаны все.
- Что может делать гражданин страны-агрессора, несогласный с проводимой внешней политикой, если возможности сменить гражданство нет? По мере возможности оказывать реальную помощь жертвам агрессии, находящимся в состоянии гуманитарной катастрофы. Но благодарности от них ждать не стоит.
<<И тем не менее на этом ужасном фоне я хочу сказать о своем неприятии идеи ответственности всех и каждого, тем более равной ответственности.>>
А где можно прочесть гневную реакцию Гозмана на слова Президента Израиля, что “It is an entire nation out there that is responsible,” Herzog said at a press conference on Friday. “It is not true this rhetoric about civilians not being aware, not involved. It’s absolutely not true. They could have risen up. They could have fought against that evil regime which took over Gaza in a coup d’etat." Или это другое?
<<Да и сами мы ничего не построим, если не будем верить в то, что построить возможно, если поверим, что страна наша проклята навсегда, а каждый из нас в глубине души — агрессивный раб, как меня недавно пытались убедить.>>
Ну так Вы не поддавайтесь, не давайте себя убедить. Или в Вас нет внутреннего стержня?
<<Россия не поддерживает Путина, он не является лидером российского народа.>>
Не стройте иллюзий. Поддерживает. Пусть не 85%, но больше половины. Войну не поддерживает, это да.
<<Да, есть ощущение, что МЫ, мол, лучше ИХ (всех их!), но это есть почти везде. >>
Гозман, Вы совсем охренели. Вы нацик что ли? У меня такого ощущения нет. Я не лучше негра, потому что есть вещи, которые усреднённый негр делает лучше меня (бегает быстрее, например) И так далее. Это Вам домашнее задание по избавлению от хуцпы. Я, кстати, за Империю, но не потому что Я лучше ИХ, а потому что Империя - это большой Рынок - соответствено вознаграждение удачных бизнес решений - больше, чем без Империи. Поэтому - ускорение прогресса.
<<Для мира после поражения Путина альтернативой поддержки демократии в России будет строительство вокруг России виртуального забора, «рва с крокодилами»>>
Не нашёл у автора стратегии на случай победы Путина.
Автор пишет о важных вещах.
А все комментарии - мимо.
Уж извините.
<< Даже не интересуясь, а не превратили ли они обличения в бизнес, не зарабатывают ли они на этом известность или просто деньги?>>
Я дико извиняюсь - а как на этом можно заработать? Стать популярным в фейсбуке, как Катя Марголис и собирать донаты и рекламу? Так это копейки.
Неужели, это самая важная тема для высказывания сейчас? Яшин тоже недавно про это же...
"Но что будет за забором? Там ведь останутся не только преступники, но и достойные люди, может, и не столь умные и талантливые как те, которых вывезут, но люди. Я их знаю, я не могу согласиться, чтобы их всех просто бросили там, за забором. И что будет за тем забором происходить? Там сформируется монстр, который пожрет человечество. Мало вам Гитлера после Версаля?"
Вот чтобы не сформировался новый монстр, после того, как подохнет старый, заборов должно быть много. Демонтаж РФ как государства и очеловечивание каждого куска по отдельности. Начиная с самого легкого - Кенигсберга и окрестностей, а там как пойдет. Увы, коллективному Западу страшно от глобальности и сложности задачи. Но другого разумного пути нет. Альтернатива - ров с крокодилами.
Вы опасный болван. За Кёниксберг будет уничтожена Германия - там просто будет относительно ровное стеклянное место. Вот так и пойдёт.
Вы самого главного в этой фразе Гозмана не услышали: "Мало вам Гитлера после Версаля?".
Старый монстр сам по себе не подохнет, даже не надейтесь. И как раз наличие многих заборов и есть гарантия возникновения нового монстра - неужели так трудно это понять?
Мне сложно представить, как независимый народ Брянщины породит нового монстра. Не хватит силенок и габаритов. И все остальные новые независимые народы и народности тоже - чем больше их будет, тем лучше (потому что размер меньше).
Объединит свои усилия снезависимым народом Смоленщины, Новгородчины и Луганщины.
"Нет всеобщей поддержки войны, есть равнодушие, нежелание что-то знать — это тоже не красит, но это принципиально иной феномен."
Вполне возможно. Но, насколько я понимаю, этот феномен недостаточно еще изучен. Когда двое избивают кого-то, а семеро проходят равнодушно мимо, им не в чем себя винить?
А когда семеро сидят по своим квартирам, ведут с теми двоими дела, и при этом в агрессивности тех двоих обвиняют того, кого эти двое избивают?