Фото: ВСУ
Не так много россиян готовы воевать за Украину с оружием в руках. Российское государство считает такой шаг государственной изменой. Но добровольцы есть, в том числе те, чьи имена на слуху, например, Петр Верзилов или Ильдар Дадин. Вступить в одно из подобных подразделений в составе ВСУ помогает организация «Гражданский совет». Ее координатор, социальный антрополог Денис Соколов рассказал Фариде Курбангалеевой о тех, кто записывается в добровольческие подразделения, почему либералы не приемлют вооруженную борьбу с режимом и почему он считает формирование альтернативной армии единственным способом противостоять Кремлю.
«Принципиальные изменения в России возможны при появлении альтернативного политического класса»
— Вы ученый, то есть представитель вполне мирной профессии. Как и почему вы поняли, что только вооруженная борьба имеет смысл в противостоянии российской агрессии в Украине?
— Я полевой исследователь, а не теоретик. Я достаточно хорошо знаю устройство российских регионов и в какой-то степени — российской власти, потому что я занимался исследованием этой власти на Северном Кавказе. А в 2019 году у меня был проект по исследованию сетей охранного рэкета внутри российской власти и распространения этих сетей за пределами России.
Я видел две проблемы. Первая — это то, что власть узурпирована криминальной группой. Это началось не с Путина, но Путин это достаточно четко зафиксировал, в том числе за счет того, что подорожала нефть и у этой группы появились большие ресурсы. В этом смысле никакого другого способа отстранения от власти узурпировавшей ее мафиозной группы, кроме вооруженного насилия, я просто не вижу. Потому что они контролируют и суды, и выборы, и распределение ресурсов и политических статусов. В принципе, уже к выборам Путина [в 2000 году] конкурентных выборов в России не было.
Отсюда вытекает вторая проблема. Это то, что альтернативного политического класса, реальной политической оппозиции как таковой в России тоже не было.
Политическая элита состоит из нескольких социальных групп — спецслужб, криминала и обслуживающих их бюрократов и олигархов. Эксперты, интеллектуальный класс просто обслуживают этих людей, выстраивают их коммуникацию с обществом.
Принципиальные изменения в России возможны при появлении альтернативного политического класса, действующий из всего построит ту же империю. А другого механизма появления нового политического класса, кроме войны, мы пока не имеем.