Фото: Marwan Naamani / dpa / Global Look Press
Со стороны противников войны России и Украины сообщество ее сторонников может казаться чем-то единым. Но на самом деле позиции Z-авторов достаточно противоречивы. В очередной раз их выявил скандал с востоковедом Евгением Сатановским, который назвал пресс-секретаря МИД Марию Захарову «выпивающей шмарой», после чего был уволен. Уже полтора года писатель и автор телеграм-канала «На Zzzzzaпадном фронте без перемен» Иван Филиппов внимательно изучает каналы сторонников войны. Republic поговорил с ним о том, какие идеи и взгляды есть у Z-людей, как они поменялись за время войны, может ли эта публика стать политической силой и бросить вызов Кремлю.
«Они видят проблему, которая требует решения, но останавливаются буквально в метре от правильного вывода»
— Кого следует относить к Z-публике в Телеграме?
— Фундаментально Z-публика — это все, кто безоговорочно поддерживает войну. Поэтому они и Z.
Во-первых, надо сказать о самых неинтересных. Это ведущие и эксперты ВГТРК, например, Гаспарян или Витязева. Разумеется, тот же Соловьев. Они транслируют в телеграм более-менее то же самое, что и говорят в телевизоре. Правда, иногда жестче, какие-то вещи в эфире не скажешь. Но для них Телеграм в первую очередь — это возможность сохранить и, может быть, чуть расширить свою аудиторию, ведь телесмотрение, как объяснял недавно ВЦИОМ, падает с каждым годом все сильнее.
Несмотря на то, что эти авторы не особенно интересны, они важны для понимания настроений Z-сообщества. Вокруг них существует экосистема каналов, которая кормится от них, репостит и разносит по сети их тексты, взамен получает какие-то репосты своих материалов. Часть из них, вероятно, существует на коммерческой основе. Довольно любопытный в этом смысле канал «Фронтовые Zаметки», авторка которого пишет военно-патриотические тексты в духе передовиц газеты «Правда» из Лондона.
Во-вторых, это придворные военкоры. Это, условно, те, кто сидел с Путиным за одним столом: Сладков, Коц, Стешин, Катруся и так далее. Кстати, двое из них, на секундочку, обладатели «Золотого пера России». С одной стороны, они прикормлены, лояльны. Но с другой — их иногда прорывает на откровения. Из забавного — Коц недавно в подробностях описывал «страдания» российских военных, которым, чтобы попасть обратно на «большую землю» с фронта, принудительно бреют бороды в специальном «барберзаке», а Стешин в первые часы нападения ХАМАС на Израиль написал, что не испытывает «ни капли жалости и сочувствия» к мирным израильтянам.
И всегда интересно сравнивать, как написали про одно и то же событие придворные военкоры и представители, так сказать, других фракций. Где смещены акценты, где что-то упущено, где что-то добавлено. Кто сделал вид, что «вообще ничего не произошло».
В-третьих, это военные каналы. Их ведут либо люди, находящиеся на фронте, либо где-то рядом с фронтом. Это необязательно авторы воюющие, это могут быть экс-военные, обучающие мобилизованных на полигонах, волонтеры или те, кто находится в постоянном контакте с воюющими людьми. Это, пожалуй, самые интересные каналы, которые любопытно изучать. Я бы здесь отметил «Убежище 8», «13-й», «Живов Z», «Филатов», «Grey Zone», аффилированный с ЧВК «Вагнер» канал «ДШРГ Русич», «Филолог в серой зоне» и так далее.