Траурный портрет Евгения Пригожина

Траурный портрет Евгения Пригожина

Artem Priakhin/Keystone Press Agency/Global Look Press

С момента мятежа Евгения Пригожина и ЧВК «Вагнер», который сами «вагнера» называли «Маршем справедливости», прошло уже более четырех месяцев. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос «что это было?»: реальная попытка военного переворота, жест отчаяния сошедшего с ума на войне Пригожина или банальная борьба за деньги? Кремль намеками настаивает на последней точке зрения: Пригожин требовал не политической или социальной справедливости, а взбунтовался из-за корысти. То есть это был «низкий» мятеж, который не должен вдохновлять последователей.

Источники автора этого текста, вблизи наблюдавшие и события мятежа, и многолетние отношения Пригожина с Шойгу и Герасимовым, подтверждают, что в основе конфликта действительно лежали деньги. Однако дело не столько в жадности Пригожина, сколько в самой сути ЧВК «Вагнер», которая была успешным проектом по заработку и распилу денег, пока не началась война.

Встреча в Кремле

Вечером 28 сентября 2023 года Владимир Путин в Кремле принимал двух человек, которым явно было неуютно под камерами и взглядом президента. Первый, немолодой усатый горец — заместитель министра обороны Юнус-Бек Евкуров. Второй — хмурый мужчина с короткой стрижкой — Андрей Трошев по прозвищу Седой, ветеран Афганистана и Чечни, бывший высокопоставленный сотрудник ЧВК «Вагнер». Название «Вагнер» в открытой части встречи не звучало, речь шла о формировании и социальном обеспечении «добровольческих объединений», однако всем, следящим за ситуацией, было понятно, о чем на самом деле речь.

Обращаясь к Трошеву, Путин упомянул, что уже виделся с ним раньше. Скорее всего, он имел в виду закрытую встречу, которая прошла в Кремле в конце июня 2023 года, через несколько дней после завершения выступления ЧВК «Вагнер». Тогда Пригожин и командиры ЧВК «Вагнер», недавно публично объявленные Путиным мятежниками, вдруг получили приглашение в Кремль. Путин пытался в присутствии Пригожина убедить командиров ЧВК «Вагнер» перейти под командование Трошева, но Пригожин пресек эти попытки, ответив за всех: «Нет, ребята не согласны с таким решением». По крайней мере, такую картину можно представить из рассказа самого Путина корреспонденту «Коммерсанта» Андрею Колесникову.

Встреча Владимира Путина с Юнус-Беком Евкуровым и Андреем Трошевым

Kremlin.ru

На следующий день Трошева публично выперли из ЧВК «Вагнер» (видимо, попытка переманить «вагнеров» под его руководство стала неожиданностью и для Пригожина, который так отомстил). Но у Кремля вскоре нашелся другой путь переподчинить бойцов и командиров «Вагнера» Трошеву. 23 августа самолет Пригожина взорвался над Тверской областью. Вместе с главой ЧВК «Вагнер» погибли два других ключевых руководителя — Дмитрий Уткин, отвечавший за боевую составляющую работы ЧВК, и Валерий «Ровер» Чекалов, занимавшийся вопросами логистики и снабжения. Для тех вагнеровцев, кто хотел продолжить служить и воевать, Трошев остался, по сути, единственным вариантом.

Юнус-Бек Евкуров тоже играет важную роль в разделе наследия ЧВК «Вагнер». За последовавшие за мятежом месяцы он совершил поездки по тем африканским и арабским странам, где «Вагнер» имел свои активы и объекты: Сирия, Ливия, ЦАР, Мали, Буркина-Фасо. В этих странах Евкуров публично встречался с официальными лицами. А непублично, по нашей информации, и с командирами и сотрудниками ЧВК, остающимися в этих странах. Им предлагалось подписать контракты с Минобороны. Так как ЧВКшники с момента гибели Пригожина оставались за границей без денег и с туманными перспективами, многие согласились.

Таким образом, спустя месяц после гибели Пригожина контроль над выстроенной им империей с разрешения Путина перехватили люди, связанные с министром обороны РФ Сергеем Шойгу. И это закономерно, ведь Шойгу, как говорит мой источник, был одним из соавторов ЧВК «Вагнер» и вполне мог считать эту нелегальную группировку своей. На этой почве они с Пригожиным, судя по всему, и рассорились.

Партнеры

Сергей Шойгу был автором идеи ЧВК «Вагнер», утверждает собеседник Republic, знакомый с Шойгу и Пригожиным. Идея была реализована уже через несколько месяцев после назначения Шойгу министром обороны в ноябре 2012 года. Скорее всего, Шойгу занимал пост министра, уже имея в голове план создания ЧВК (возможно, ему хотелось иметь в Минобороны нечто вроде МЧСовского «Эмеркома» — отдельной структуры, которая могла бы проводить операции за рубежом). Валерий Герасимов, который тогда же возглавил Генштаб по представлению Шойгу, тоже активно участвовал в создании ЧВК. Шойгу, и Герасимов с разрешения Путина назначил Пригожина руководить ЧВК и видел в нем нечто среднее между младшим партнером и наемным менеджером.

До начала войны в Украине почти так и было. Пригожин в силу особенностей личности и специфики задач, конечно, не был рядовым госменеджером, и круг его задач был довольно широким («Фабрика троллей» и т.п.). Однако в рамках ЧВК он работал именно под Шойгу и Герасимовым. «Долгие годы это было взаимовыгодное сотрудничество, — говорит источник. — Пригожин получил многомиллиардные контракты, одно только питание ВС РФ — это под 100 млрд в год». Откаты, по его словам, могли составлять 30–50%. Финансовые вопросы работы ЧВК со стороны Минобороны курировал Руслан Цаликов — верный финансист Шойгу еще со времен работы в МЧС.

Первый замминистра обороны Руслан Цаликов (второй справа)

Минобороны России

Важной статьей доходов было денежное довольствие бойцов ЧВК. Главная особенность тут заключается в том, что по этому довольствию «Вагнер» не предоставлял никакой отчетности, говорит мой собеседник. Разумеется, это создавало идеальную почву для хищений: посчитать реальное количество бойцов и потраченных на их зарплаты сумм было невозможно.

Кроме того, из Африки, где активно развернулась ЧВК, шел поток «подарков» в виде золота и драгоценных камней, которые радовали причастных к созданию ЧВК. «Вагнер» был превосходной машиной для обогащения своих создателей. Пока не началась война в Украине.

Война

В марте 2022 года, когда стало ясно, что российская армия терпит неудачу, «Вагнер» срочно вызвали из Африки в Донбасс. Сделано это было, как утверждает наш источник, также по команде Шойгу. Однако быстро выяснилось, что к условиям украинской войны профессиональные наемники ЧВК «Вагнер» тоже оказались не готовы: «Воевать за деньги готовы, а погибать нет». Риски в Украине оказались на порядок выше, чем в Африке или Сирии.

Тогда появилась идея использовать заключенных, вербовкой которых Пригожин занялся лично. Десятки тысяч человек, многие с тяжкими статьями, были отпущены из тюрем и получили в руки оружие. Большинство, впрочем, так и осталось в зоне боевых действий. Зеков использовали для «мясных штурмов», потери убитыми и ранеными были чрезвычайно высоки.

Именно здесь, как утверждает источник, произошел конфликт между Пригожиным, Шойгу и Герасимовым. Он говорит о финансовой подоплеке, хотя я полагаю, что была и психологическая.

Финансовая заключалась в том, что огромные потери требовали выплаты огромных компенсаций. Помимо жестокой «кувалдной» дисциплины, мотивация бойцов ЧВК «Вагнер» (в том числе зеков) держалась на бесперебойных и быстрых выплатах самим бойцам и их родственникам: деньги получали быстро, без долгого оформления документов (в отличие от Минобороны). За каждого погибшего выплачивали 5 млн, и когда счет пошел на десятки тысяч убитых, «распиленного» бюджета стало не хватать.

Финансовый конфликт заключался в том, что, как утверждает мой собеседник, Пригожин потребовал от своих «старших партнеров» из Минобороны и Генштаба больше денег для выплат, а те ему отказали. Хотя если бы «соучредители» ЧВК умерили личные аппетиты, то денег должно хватить. Это, повторюсь, оценка источника.

Евгений Пригожин

Пресс-служба «Конкорда»

Однако, думаю, сыграл роль и психологический аспект. Пригожин немало времени проводил в зоне боевых действий, видел гибель тысяч людей, которых он сам привел на фронт. Шойгу, Герасимов и Цаликов, сидящие в «кабинетах из красного дерева», искренне стали казаться ему людьми, которые оторвались от реальности и не понимают масштабов катастрофы. Не будем идеализировать Пригожина: он убийца, жулик, военный преступник. Но война изменила его психологически. В Москве в высоких кабинетах в дни мятежа о нем говорили — «сорвало башню». Ну да. Спустя год на войне у кого бы не сорвало.

Публично Пригожин вопрос о деньгах, впрочем, не поднимал — вероятно, потому, что тогда бы пришлось объяснять, что в ЧВК 10 лет «пилили» на довольствии бойцов и других расходах. Вместо этого упор был сделан на поставки боеприпасов. На самом деле снарядов не хватало (и не хватает до сих пор) всем ВС РФ, но «Вагнер» действительно посадили на жесткую диету. За снабжение снарядами отвечал Герасимов, и он, вероятно, пытался таким образом надавить на Пригожина в конфликтной ситуации, а также не допустить чрезмерных военных успехов «Вагнера».

У «снарядного» конфликта была и денежная составляющая. Каждый погибший и раненый для Пригожина был финансовой потерей. Чем больше снарядов получал «Вагнер», тем меньше были потери человеческие — и финансовые. Поэтому, когда Пригожин записывал видео на фоне трупов, большинство слышали его негодование гибелью людей. И лишь немногие понимали, что это еще и предъявление партнерам счета по убыткам.

Шойгу и Герасимов по аппаратному весу значительно превосходили Пригожина, поэтому тот решил использовать в конфликте нехарактерный для путинской России инструмент — публичную риторику. И чрезвычайно в этом преуспел: его видеоролики на фоне военных неудач и явной лжи официальных пресс-служб заходили на ура, в первую очередь среди патриотически настроенной публики. В ход пошли публичные оскорбления, что стало серьезно подрывать и без того не слишком высокий авторитет Шойгу и Герасимова в армии.

Что интересно, выстроенная Шойгу пиар-машина Минобороны с этим вызовом не справилась. При нынешнем министре обороны в ведомстве резко усилился «информационный» блок: стараниями близкого к Шойгу замминистра Цаликова из-под ГРУ вывели подразделение информационных операций и создали на его основе департамент, который занялся пиаром не только «СВО», но и лично Шойгу. Хотели, вероятно, сделать «наше ЦИПСО». Как утверждает собеседник Republic, департамент не гнушался и операциями против своих — высокопоставленных офицеров, которые демонстрировали нелояльность Шойгу. В частности, возможно, его жертвой пал генерал Матовников, репутацию которого испортили, распространив личное видео с танцами в обнаженном виде.

Но вот перед Пригожиным эта структура оказалась бессильна: ответить на его видеоролики и резкие публичные заявления Шойгу и Герасимову оказалось нечем.

Мятеж или «Марш справедливости»

Кульминации конфликта — «мятежу» или «Маршу справедливости» — предшествовала попытка Шойгу принудить участников ЧВК «Вагнер» заключить официальные контракты с Минобороны, что фактически означало бы отстранение Пригожина и конец ЧВК. Путин публично поддержал это предложение, встав на сторону министерства и генштаба.

Интересно, что Пригожин до последнего искал сравнительно «мирный» способ разрешения конфликта. В частности, он пытался встретиться с Шойгу в Москве и даже публично 16 июня, за неделю до мятежа, передавал ему письмо с подписанным с его стороны договором между Минобороны и ЧВК «Вагнер» (это был вариант, который устраивал Пригожина). Впрочем, сделано это было с таким апломбом, что вряд ли рассматривалось как примирительный шаг. Источник говорит, что примерно тогда же Пригожин приезжал в штаб спецоперации в Ростове-на-Дону, надеясь донести свою позицию до командования, но и там не добился успеха.

Он пытался встретиться и с Путиным, но договориться о подобной встрече не смог.

Тогда вечером 23 июня Пригожин, используя как повод «обстрел лагерей ЧВК "Вагнер"» (неубедительный фейк, с чем согласны и мои источники), начал свой «Марш справедливости». Его основные события известны и не нуждаются в пересказе.

Интересны два штриха. Во-первых, по данным моего собеседника, в реальности марш был довольно малочисленным. По его оценкам, в Ростове-на-Дону находилось менее тысячи бойцов ЧВК, к Москве поехало менее 2 тысяч. Однако в докладах Путину масштаб мятежа был значительно преувеличен, речь шла о «десятках тысяч» бойцов (на самом деле основная часть ЧВК оставалась в зоне боевых действий).

Техника ЧВК «Вагнер» в Ростове

Vladimir Konstantinov/XinHua/Global Look Press

Во-вторых, по данным источника, единственную реальную попытку остановить движение колонн в Москве — с помощью авиации — предпринял лично Валерий Герасимов, который отдал соответствующий приказ. Эта попытка особым успехом не увенчалась, но привела к потерям с обеих сторон (по официальным данным, были сбиты шесть вертолетов и один самолет, погибли 15 человек). В армии к этому отношение, мягко говоря, противоречивое: по сути столкнулись две части ВС РФ, официальная и неофициальная, причем обе должны были находиться под контролем Герасимова и Шойгу.

Трудно сказать, понимал ли Пригожин, какой политический эффект вызовет его «Марш справедливости». Выступление сравнительно небольшой группы вооруженных людей поставило под сомнение прочность путинской вертикали, вызвало шок у руководства страны и взбудоражило граждан. Пригожин, вероятно, пытался разобраться с Шойгу и Герасимовым, считая их кинувшими его бизнес-партнерами. Но получилось, что он бросил вызов Путину, а это не могло остаться безнаказанным.

Если бы проводилось реальное полноценное расследование событий мятежа, то встали бы очень неудобные вопросы. В частности, кто вообще передавал ЧВК «Вагнер» оружие, боеприпасы и тяжелые вооружения, кто подписывал на это документы. Или почему командующий войсками в зоне спецоперации Герасимов покинул командный пункт в Ростове-на-Дону, оставив генералов общаться с Пригожиным. Но вместо полноценного расследования и поиска ответственных мы получили таинственный взрыв самолета над Тверской областью.

После Пригожина

Сейчас ЧВК «Вагнер» как боевое соединение, по сути, уже не существует. Разные силовые структуры — Минобороны, Росгвардия и, отдельно, кадыровцы — стараются перетянуть на свою сторону командиров и бойцов ЧВК. Наибольших успехов в этом, вероятно, достигло именно Министерство обороны (см. упомянутую встречу Евкурова и Трошева с Путиным), хотя руководство Росгвардии смогло договориться о сотрудничестве с сыном Пригожина Павлом. Рамзан Кадыров на прошлой неделе отчитался, что в спецназ «Ахмат» переходят 170 бойцов «Вагнера».

Не менее активно «пилят» и бизнес Пригожина. Если «колониальные владения» (Африка, Сирия) забирает руководство Минобороны, то выгодные контракты по питанию и клинингу отошли структурам миллиардера Андрея Бокарева, говорят источники, знакомые с ситуацией в Минобороны. Проверить информацию сложно из-за засекреченности закупок. Бокарев ранее упоминался в прессе как владелец собственной ЧВК, известной как «ЧВК Бокарева».

На положении Шойгу и Герасимова все произошедшее пока заметным образом не сказалось. Мало кто заметил символизм: спустя ровно месяц после событий мятежа, 23 июля, Путин приехал с визитом в Кронштадт, перестройкой которого занимается дочь Сергея Шойгу, Ксения. Это многомиллиардный проект, к финансированию которого привлекли и лояльных Кремлю бизнесменов. Кронштадт — главный проект семьи Шойгу, и лично благославляя его, Путин дал понять: Шойгу сохраняет и свое место в иерархии власти, и свои возможности для заработка.

Владимир Путин, Александр Лукашенко, Ксения Шойгу и Александр Беглов в Кронштадте

Kremlin.ru

Гибель Евгения Пригожина устами лично Путина низведена до нелепой случайности, в которой сам Пригожин и виноват: то ли напился, то ли нанюхался, и подорвал себя гранатой в самолете. Телевизионная аудитория объяснение, скорее всего, приняла; более информированные граждане и особенно путинский истеблишмент — нет, но для них это как раз сигнал о том, что со смутьянами будут разбираться жестко. В путинской России можно воровать, но нельзя заниматься реальной политикой — на войне Пригожин забыл это базовое правило.

Остались, правда, еще поклонники Пригожина из числа «турбопатриотов» и непосредственные участники ЧВК «Вагнер», которых объяснение Путина явно не удовлетворило. И, что самое опасное для власти, — армейские офицеры, которые если и не симпатизировали Пригожину, то по крайней мере считали его критику руководства Минобороны справедливой. Проявится ли когда-нибудь их затаившаяся обида на власть, мы пока не знаем.

Хотя ЧВК «Вагнер» родилась как часть путинской клептократической системы, масштабная война превратила его в явление антисистемное. И резонанс, созданный событиями 23–24 июня 2023 года, показывает, что в обществе и в государстве есть серьезные претензии к системе, так что бросающие ей вызов имеют шансы на успех. Но Пригожин все-таки оказался слабее системы: она справилась с этим вызовом и попыталась вернуться к привычному состоянию. Состоянию, в котором обогащению приближенных к Путину война не мешает, а помогает. «Коррупционная стабильность» восстановилась. Надолго ли?