Перенесение чудотворной Казанской иконы в Казанский собор на Красной площади. Фото свящ. Игорь Палкин. Сайт Патриархии.

Перенесение чудотворной Казанской иконы в Казанский собор на Красной площади. Фото свящ. Игорь Палкин. Сайт Патриархии.

Вчера Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл во время литургии в Успенском соборе Кремля заявил, что обнаружил подлинник Казанской иконы Божьей Матери — образ, который считался утраченным более 100 лет назад (его украли в 1918 году из Казанского собора на Красной площади)

Вот ее фотография с сайта Московской патриархии:

Вновь обретенная чудотворная икона Казанской иконы Богоматери с сайта Патриархии

Эксперты подтвердили, что представленная главой РПЦ икона принадлежит эпохе, в которую был создан Казанский образ, заявил патриарх.

«И поскольку эта икона является как бы точной, точнейшей копией той созданной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о чудотворном образе, о том самом образе, перед которым и Минин, и Пожарский молились»

Логика патриарха выглядит, мягко говоря, странной. Ну, или плохо сформулированной.

В XVI веке было создано много копий явленной иконы Казанской божьей матери. Речь идет о самом конце XVI века, так как Казанская икона была явлена в 1579 году, а до того такого типа изображения Богоматери в России не было (отсылаем к нашей статье: «Явление, прославление и потеря главной русской святыни»)

Тот список (копия), что чудотворно прославился сначала в Ярославле, где собиралось ополчение Пожарского, а потом в Москве, где это ополчение победило польские войска и очистило от них город, был куплен в Казани у одного из иконописцев, который как раз и занимался созданием списков этой иконы. Не он один этим занимался и даже он, очевидно, сделал не одну только копию.

Более того, даже в каноническом «Сказании о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы во граде Казани» прямо говорится, что сразу после ⁠обретения с чудотворной ⁠иконы сделали список, снабдили ⁠описанием самого явления иконы и бывших ⁠от нее чудес «и послали в царствующий град Москву ⁠самодержавному ⁠государю царю и великому князю Ивану Васильевичу, самодержцу всея Руси, и его сыновьям — царевичу князю Ивану Ивановичу и царевичу князю Федору Ивановичу». Кстати, сказание написал «самовидец» этого чуда, тогда просто священник казанской церкви Николая Чудотворца при Гостином дворе Гермоген. Тот самый Гермоген, который потом станет патриархом и напишет воззванием к русским людям, в ответ на которое и будет создано ополчение Минина и Пожарского.

Итак, сам факт того что икона, найденная патриархом в своих запасниках, относится к XVI веку, вообще никак не может свидетельствовать о том, что это именно тот самый список, перед которым молились Минин и Пожарский.