Владимир Зеленский и Валерий Залужный, лето 2022 года

Владимир Зеленский и Валерий Залужный, лето 2022 года

Фото: офис президента Украины

Быстрого прорыва в войне с Россией не будет: она переходит в позиционную фазу, которая опасна для Украины. Чтобы выйти из патовой ситуации, Украине нужен технологический прорыв в тех сферах, где РФ имеет преимущество. Такую позицию высказал главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в серии публикаций в журнале The Economist. Незадолго до этого журнал TIME опубликовал материал про Владимира Зеленского, где говорилось, что президент Украины не имеет поддержки даже среди своего окружения. А бывший советник Офиса президента Алексей Арестович призвал к переговорам о мире с Россией и заявил, что будет участвовать в выборах президента. Все это наряду с отсутствием крупных успехов на фронте создает в Украине тревожную атмосферу неопределенности.

Украинский политолог Владимир Фесенко рассказал Фариде Курбангалеевой, какие отношения сложились между Офисом президента и Залужным, пройдут ли в Украине выборы в 2024 году, каковы шансы на президентство у Арестовича и возможны ли мирные переговоры между Киевом и Москвой.

«Только Залужный мог сказать суровую правду по поводу позиционной войны. От другого человека это восприняли бы критично»

Замглавы Офиса президента Украины Игорь Жовква раскритиковал материал Залужного, заявив, что он вызвал «панические настроения» у международных партнеров, а происходящее на фронте не нужно комментировать, потому что это «облегчает работу агрессору». Это не говорит о конфликте между Офисом президента (ОП) и главкомом?

— Нет. Я был в эфире [украинского телемарафона], где Жовква это сказал, сидел с ним рядом. Это заявление говорит о том, что в Офисе президента недовольны, но это не говорит о конфликте. Обратите внимание, как Жовква высказался. Он высказал недовольство, но прямой критики Залужного нет. Это, скорее, стилистические и тактические расхождения относительно продвижения наших интересов на Западе.

Он просто сказал, что лучше такое не публиковать. В ОП считают, что это создаст проблемы в продвижении наших интересов, в частности, в США. И те же трамписты, которые и так не хотят нас поддерживать, могут использовать эту статью как аргумент для того, чтобы прекратить помощь Украине.

Но какой смысл быть недовольным, если Залужный описал объективную картину, о которой и так многие догадывались?

— Не секрет, что в Офисе президента давно есть ревность по отношению к Залужному. Они его не контролируют полностью. При этом обе стороны понимают, что прямое противостояние достаточно рискованно и для них, и для страны. В Офисе осознают, что если предпримут что-то против Залужного, например, уволят его с должности главнокомандующего, то собственными руками выведут его в политику. А это станет для них гораздо более опасным вызовом, чем десять Арестовичей.

С точки зрения воздействия на общественное мнение в Украине статья Залужного полезна. Потому что она снимает иллюзии.

Конечно, то, что война затягивается, было очевидным и до статьи Залужного, были аккуратные оценки даже от людей власти. Но без термина «позиционная война», с сохранением надежды на успех нового наступления. Люди надеялись на быструю победу — на то, что уже летом освободят Крым и так далее. И когда этого не случилось, естественно, наступило разочарование.