Фото: офис президента Украины
Быстрого прорыва в войне с Россией не будет: она переходит в позиционную фазу, которая опасна для Украины. Чтобы выйти из патовой ситуации, Украине нужен технологический прорыв в тех сферах, где РФ имеет преимущество. Такую позицию высказал главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в серии публикаций в журнале The Economist. Незадолго до этого журнал TIME опубликовал материал про Владимира Зеленского, где говорилось, что президент Украины не имеет поддержки даже среди своего окружения. А бывший советник Офиса президента Алексей Арестович призвал к переговорам о мире с Россией и заявил, что будет участвовать в выборах президента. Все это наряду с отсутствием крупных успехов на фронте создает в Украине тревожную атмосферу неопределенности.
Украинский политолог Владимир Фесенко рассказал Фариде Курбангалеевой, какие отношения сложились между Офисом президента и Залужным, пройдут ли в Украине выборы в 2024 году, каковы шансы на президентство у Арестовича и возможны ли мирные переговоры между Киевом и Москвой.
«Только Залужный мог сказать суровую правду по поводу позиционной войны. От другого человека это восприняли бы критично»
— Замглавы Офиса президента Украины Игорь Жовква раскритиковал материал Залужного, заявив, что он вызвал «панические настроения» у международных партнеров, а происходящее на фронте не нужно комментировать, потому что это «облегчает работу агрессору». Это не говорит о конфликте между Офисом президента (ОП) и главкомом?
— Нет. Я был в эфире [украинского телемарафона], где Жовква это сказал, сидел с ним рядом. Это заявление говорит о том, что в Офисе президента недовольны, но это не говорит о конфликте. Обратите внимание, как Жовква высказался. Он высказал недовольство, но прямой критики Залужного нет. Это, скорее, стилистические и тактические расхождения относительно продвижения наших интересов на Западе.
Он просто сказал, что лучше такое не публиковать. В ОП считают, что это создаст проблемы в продвижении наших интересов, в частности, в США. И те же трамписты, которые и так не хотят нас поддерживать, могут использовать эту статью как аргумент для того, чтобы прекратить помощь Украине.
— Но какой смысл быть недовольным, если Залужный описал объективную картину, о которой и так многие догадывались?
— Не секрет, что в Офисе президента давно есть ревность по отношению к Залужному. Они его не контролируют полностью. При этом обе стороны понимают, что прямое противостояние достаточно рискованно и для них, и для страны. В Офисе осознают, что если предпримут что-то против Залужного, например, уволят его с должности главнокомандующего, то собственными руками выведут его в политику. А это станет для них гораздо более опасным вызовом, чем десять Арестовичей.
С точки зрения воздействия на общественное мнение в Украине статья Залужного полезна. Потому что она снимает иллюзии.
Конечно, то, что война затягивается, было очевидным и до статьи Залужного, были аккуратные оценки даже от людей власти. Но без термина «позиционная война», с сохранением надежды на успех нового наступления. Люди надеялись на быструю победу — на то, что уже летом освободят Крым и так далее. И когда этого не случилось, естественно, наступило разочарование.