Тающие айсберги

Тающие айсберги

www.cop28.com

До утра среды 6 декабря ждали чуда, но нет, не произошло. Политики, приехавшие на ежегодный климатический саммит ООН COP28 (28 — это порядковый номер саммита), разъехались, так и не приняв итогового коммюнике. Нет, остались еще администраторы, которые будут дорабатывать документ до 12 декабря, но уже ясно, что никаких прорывных новаций в него внесено не будет. А между тем, нынешний саммит должен был, в соответствии с Парижским соглашением по климату, отчитаться о том, что страны сделали для сокращения выбросов CO2 и какие новые обязательства берут. Похоже, отчитываться не о чем, а новые обременения и подавно никто брать не захотел.

Надо признать, что с 2015 года, когда на очередном климатическом саммите, прошедшем в Париже, и была принята вышеупомянутая декларация, никаких прорывов не произошло. Так что нельзя сказать, что нынешний саммит был каким-то особенно неудачным. Возможно, потому, что итоги самого парижского саммита были восприняты не всеми однозначно. И, в первую очередь, то, что единственным виновником был назначен CO2. Не буду углубляться здесь в аргументы сторонников и противников этой теории, потому главное, на мой взгляд, что тогда, в 2015 году, когда мировая экономика бурно росла после провала 2008–9 годов на нулевых ставках центробанков и дешевых кредитах, принятые в Париже обязательства сократить выбросы углекислого газа для того, чтобы удержать глобальные температуры на уровне не более 2 градусов, а лучше — 1,5 градусов Цельсия выше доиндустриального периода, казались амбициозными, но выполнимыми. Собравшиеся на тот саммит настолько были уверены в этом, что постановили каждые пять лет заслушивать на очередном саммите отчеты о проделанной работе.

Первый отчет должен был случиться в 2020 году, но разразился ковид. На следующий год тоже был ковид и уже существенные убытки от него, начала расти инфляция. В 2022 году добавилось нападение России на Украину, а инфляция расправила крылья, да такие, что прогнозы рисовались уже совсем апокалиптические. Плюс газовый кризис, когда Европа не замерзла только благодаря беспрецедентным мерам и помощи сжиженным газом из США. Плюс сбои работы альтернативных источников генерации — солнечных батарей и ветряков, — в США, Европе и Китае в морозные дни зимы 2021–22 гг. Неудивительно, что Китай, который до 2022 года ударными темпами закрывал угольные электростанции и строил солнечные, стал в срочном порядке возвращать угольные станции в строй. На этом фоне было трудно отчитываться об успехах и брать повышенные обязательства. Поэтому решили подвести первые итоги выполнения Парижского соглашения на саммите 2023 года.

Участники климатического саммита COP28 в Дубае

www.cop28.com

Нынешний саммит проходит в условиях продолжающейся войны в Украине, начавшейся войны в Израиле и готовящейся войны в Гайяне (где, между прочим, открыты огромные запасы нефти). Проходил он в Дубае, столице нефтедобывающей страны ОАЭ, а председателем саммита был султан Ахмед аль-Джабер — глава Национальной нефтяной компании Абу-Даби Adnoc, одного из крупнейших в мире производителей нефти. Наконец, на саммит не приехали главы двух стран, от которых в огромной степени зависит успех климатической повестки — президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин.

При таких исходных данных трудно было надеяться на значимые успехи.