Владимир Путин в Кремле

Владимир Путин в Кремле

Kremlin.ru

На фоне затянувшейся войны в Украине российские власти, в том числе устами самого Путина, несколько раз повторили тезис о том, что Россия «по-прежнему готова к переговорному процессу с Украиной». Газета «Известия» выпустила материал на тему готовности одной из стран Европы предоставить площадку для переговоров. Такой страной якобы может стать либо Венгрия, либо страна, не входящая в блок НАТО.

В Украине возможность любых переговоров, связанных с территориальными уступками, вызывает жесткое неприятие. Но со временем ситуация может измениться, считает военный эксперт и политолог Юрий Федоров. Фарида Курбангалеева поговорила с ним о том, какими могут быть условия сторон и в каком случае это не будет означать поражения или капитуляции Киева.

— С чем связано обострение ситуации вокруг темы российско-украинских переговоров? Это пустая болтовня со стороны российских властей или такая возможность имеет под собой реальные основания?

— Реальные основания есть. Западная коалиция, с одной стороны, а также Китай и страны, которые называют глобальным югом, с другой стороны, заинтересованы в том, чтобы военные действия завершились. При этом они хотят, чтобы они завершились без поражения какой-либо из сторон. То есть чтобы можно было вернуться к некоему предвоенному положению дел.

Поражение России рассматривается этими государствами как негативный фактор. Это не устраивает Китай и не устраивает Глобальный юг, потому что в таком случае Россия уходит с мировой арены. Это отчасти устраивает Запад, но там опасаются, что поражение приведет в России к деструктивным внутренним процессам. Последние могут кончиться смутой вплоть до распада страны. Или к власти в России может прийти более опасная, чем путинская, группировка, хотя Путин и сам достаточно опасен. А значит, считают западные правящие элиты, не надо доводить дело до поражения России, болезненного для массового сознания и для истеблишмента, потому что оно может иметь труднопредсказуемые последствия.

О поражении Украины в первую очередь беспокоится западная коалиция. Пожалуй, уже никто не спорит с тем, что в случае поражения Украины и, соответственно, победы России Запад рано или поздно столкнется с серьезной военной опасностью с ее стороны. В первую очередь в Балтийском регионе. Скорее всего, государства Балтии станут первой жертвой нового тура российской военной экспансии. За ними может последовать Польша, Финляндия и так далее. И это поставит НАТО в положение, когда нужно либо вступать в войну с Россией, которая может очень быстро перерасти в ядерную, либо капитулировать.

Юрий Федоров

Предоставлено Юрием Федоровым

Стремление избежать поражения обоих воюющих государств приводит к мысли о том, что войну нужно завершать. Без поражения — это значит примерно в том состоянии, по крайней мере, территориальном, в каком она находится сейчас. А для того, чтобы зафиксировать статус кво, нужны переговоры.

Официальная позиция Украины всем известна. Она заключается в том, что переговоры могут состояться только в том случае, если российские войска уйдут за границу 1991 года. Но эта позиция, пусть простят меня мои украинские коллеги, на мой взгляд, в настоящее время нереалистична. Я не думаю, что Украина даже с серьезной военной помощью со стороны западной коалиции сможет в обозримое время военным путем вытеснить русские войска за пределы этих границ.

— Но ведь если смотреть на эту ситуацию из текущего момента, получается, что Россия войдет в переговоры из сильной позиции, а Украина из слабой, проигрышной?