Ибрагим Закриев / chechen.er.ru

На минувшей неделе президент Путин совершил визит в ОАЭ и Саудовскую Аравию. Обе страны, отметим, не признают юрисдикцию Международного уголовного суда в Гааге, при этом охрана главы государства все равно была усилена — на сей раз четырьмя истребителями Су-35С. Озабоченность хозяина Кремля вопросами личной безопасности ни в малейшей степени не является новостью (и, вероятно, не станет ею до конца жизни Путина). Однако на случай, если кто-то обратил внимание только на это, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул промоутерский эффект предпринятых мер:

«Демонстрация такой техники, которую знают и любят в этом регионе, демонстрация в деле — это тоже, наверное, важная составляющая» (недавно мы писали о спорных результатах участия российского ВПК в крупнейшем на Ближнем Востоке авиасалоне, проходившем в Дубае, и трудно представить, чтобы эта «демонстрация в деле» смогла здесь что-то изменить).

Дмирий Песков / kremlin.ru

Об истребителях спикер рассуждал в интервью пропагандисту Павлу Зарубину для программы «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1», которая наряду с другой аналогичной продукцией на неделе стала лауреатом премии ТЭФИ в номинации «Вечернее общественно-политическое ток-шоу». Зрительский успех программы необязательно совпадает с оценками карманного жюри, так что Зарубин запостил песковскую цитату еще и в Telegram-канале, а лоялистские сайты наводнили материалы с интригующими заголовками вроде «Новые кадры взлета сопровождавших борт Путина Су-35».

Во всем этом чувствуется ритмичная работа администрации президента, одна из задач которой, в частности, заключается в шлифовке публичных декораций и поиске благоприятных контекстов, отвечающих вкусу начальника. Правда, кадровый состав АП в этом смысле сталкивается с той же проблемой, что и режим в целом: старением, отрицательной селекцией, отсутствием ротации. Отсюда — неизбежные самоповторы, воспроизводство собственных штампов.

Взять, к примеру, мизансцену, в которой президент, отвечая на спонтанно возникающий вопрос «из зала», делает столь же неожиданное заявление о намерении сохранить за собой пост главы государства на следующие шесть лет. Тут важна демонстрация всенародной любви и поддержки, вопрос «из зала» должен звучать как прочувственная просьба. Также немаловажной является драматургия, убедительность подачи, разумное исполнительное мастерство. В прошлом все это происходило настолько безыскусно, что, казалось бы, пора придумать что-нибудь новое. Но нет: на неделе президента опять спросили, будет ли тот «баллотироваться». Вопрос задал Артем Жога, отец погибшего командира отдельного разведывательного батальона «Спарта» (формирование прославилось задолго до прошлогоднего февраля).

Артем Жога / kremlin.ru

В последний раз спектакль с выдвижением можно было наблюдать в декабре 2017 года, накануне предыдущих «выборов». На встрече с работниками завода ГАЗ в Нижнем Новгороде, который Путин посетил по случаю 85-летия предприятия, почетную роль отвели рабочему Артему Баранову (стоит ли говорить, что потом он утверждал, будто проявил инициативу сам, без посторонней помощи?). На вопрос о планах президент скромно ответил готовностью выдвинуть свою кандидатуру на тогда еще четвертый срок, если его поддержат люди. «Так вот — все в этом зале вас поддерживают. Владимир Владимирович, сделайте нам, пожалуйста, подарок», — обратился к Путину старший мастер участка Баранов, в свою очередь, повторяя страстный призыв ивановской ткачихи 5-го разряда Елены Лапшиной, прозвучавший десятью годами ранее («Давайте вместе что-нибудь придумаем, чтобы Владимир Владимирович Путин оставался нашим президентом и после 2008 года»).

Владимир Путин и Артем Баранов / kremlin.ru

Что Лапшина, что Баранов впоследствии резко пошли в гору: первая стала депутатом Госдумы, а второй, зарекомендовав себя в местном заксобрании как образцовый единоросс, в какой-то момент добрался до уровня заместителя областного министра промышленности, торговли и предпринимательства. Будучи спикером парламента Донецкой народной республики, Артем Жога как будто бы и так не обделен вниманием Кремля. Но станем ли мы сомневаться, что его карьера еще получит свое продолжение?

В общем, как уже отмечалось, по части творческих находок, имитирующих электоральный процесс, президентская администрация не слишком сильна. Так что поступили по старинке. «Да, буду», — лаконично ответил Путин на вопрос об участии в «выборах». Новый политический сезон открыт. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госцены. «Исчерпывающие меры реагирования для защиты прав граждан»