Ukraine Presidency/Global Look Press
Приближается вторая годовщина вторжения России в Украину, и мало кто теперь вспоминает, что оно планировалось как блиц-криг: бои на востоке Европы уже не сенсационная новость, а ежедневная рутина. Общественное мнение на Западе постепенно привыкает к мысли, что война и дальше будет затяжной и позиционной, и скорых и существенных изменений на фронте может не быть очень долго. Скромные результаты летнего украинского контрнаступления и сообщения о локальных успехах российских войск не настраивают союзников Киева на оптимистические ожидания в скором будущем. Впрочем, история знает множество внезапных поворотов в военных кампаниях, и этот опыт учит воздерживаться от поспешных прогнозов.
14 и 15 декабря в Брюсселе состоялся очередной саммит ЕС, который мог принять два важных решения о продолжении поддержки Украины: речь шла об открытии переговоров по вступлению Украины в ЕС и о выделении 50 млрд евро помощи Киеву на ближайшие четыре года. Сомнения были связаны с позицией Венгрии, которая угрожала применить вето, в то время как процедура предполагала согласие всех 27 стран. В результате замысел удался наполовину: был дан старт переговорам по вступлению, что имеет большое символическое значение для Украины, но предоставление запланированного объема финансовой помощи пока отложено, скорее всего, до следующего саммита ЕС в начале 2024 года.
Эти события происходили на фоне осложнения ситуации как в самой Украине, так и среди ее союзников. Отсутствие заметных побед на фронте неизбежно порождает усталость и разочарование, сеет сомнения и служит благодатной почвой для слухов. Сообщения о разногласиях и противоречиях между президентом Украины Владимиром Зеленским и главкомом ВСУ Валерием Залужным, разговоры об упущенном перемирии в марте 2022 года, а также отказ от проведения планировавшихся на март 2024 года президентских выборов могут интерпретироваться как ослабление внутреннего единства в Украине.
В то же время на Западе наблюдается усталость другого рода, понимание, что поддержку Украины нельзя прекратить, но необходимо переосмыслить.