Владимир Путин с главнокомандующим ВС РФ Валерием Герасимовым и министром обороны РФ Сергеем Шойгу

Владимир Путин с главнокомандующим ВС РФ Валерием Герасимовым и министром обороны РФ Сергеем Шойгу

Фото: Mikhail Klimentyev / Kremlin Pool / Global Look Press

2023 год был сложным для международной политики: украинское контрнаступление не оправдало себя, Запад не готов в необходимом объеме помочь Украине, с новой силой вспыхнул арабо-израильский конфликт, в Европе наметился правоконсервативный тренд, США могут встать на изоляционистский путь. Но 2024 год будет еще сложнее и таит в себе неприятные сюрпризы, считает эксперт Международного центра обороны и безопасности (Таллин), политолог-международник Игорь Грецкий. В интервью Republic он подвел итоги 2023 года и сделал прогноз на 2024-й.

«Восстановление Украиной контроля над оккупированными территориями — это абсолютно достижимая цель»

Какие события и тенденции мировой политики вы можете отметить как основные в уходящем году?

— Наряду с продолжающимся вторжением России в Украину внимание мирового сообщества приковано сейчас к войне, развязанной ХАМАС против Израиля. К сожалению, Совет Безопасности ООН до сих пор не смог осудить варварское нападение террористов. По миру прокатилась волна антисемитизма, который был особенно заметным среди радикально левых интеллектуалов, студенческих сообществ и политических движений.

В ЕС уходящий год прошел под знаком существенного укрепления оборонного потенциала. Политическое измерение этого долгосрочного тренда заключается в том, что сейчас формируются контуры новой системы европейской безопасности с Украиной и без России. На Вильнюсском саммите НАТО много говорилось о том, что 2% ВВП — это уже не рекомендация на длительную перспективу, а жизненно необходимый минимум оборонных расходов. В некоторых странах, таких как Чехия и Польша, минимальные пороги уже закреплены даже на уровне законов.

Данные по оборонным расходам НАТО по 2023 году будут опубликованы несколько позже, но уже видно, что эти расходы резко увеличиваются. В таких странах, как Албания, Венгрия, Финляндия, Румыния и Эстония, они скорее всего дадут рост минимум на 0,5% от реального ВВП. Но наибольшую динамику тут показывает Польша, расходы на оборону которой в этом году почти удвоятся в долларовом выражении.