Украинские военнослужащие на позициях

Украинские военнослужащие на позициях

Телеграм-канал Владимира Зеленского

Обозреватель Николай Митрохин, который почти каждую неделю готовил для читателей Republic военные сводки с аккуратным изложением происходящего на фронтах, предлагает вам общий обзор военных событий за 2023 год. Оглянувшись назад, можно увидеть, какие ошибки сделали стороны, в чем им удалось преуспеть, а в чем они оплошали. Главный итог года: о возвращении Украины к границам 1991 года по итогам этой войны говорить уже не приходится. И теперь у Украины, пишет Митрохин, остается, по сути, два варианта действий.

Начало года: чем были важны Соледар и Бахмут

Подводя итоги года, полезно вспомнить, что он начался не с предвкушения украинского контрнаступления. Затяжные и кровавые бои велись на нескольких участках фронта. Однако наиболее значимые события происходили в двух местах: в районе Соледара и Бахмута, северо-западнее Донецка, где российские войска и подразделения ЧВК «Вагнер» штурмовали эти два города, и на пятьдесят километров севернее между Кременной и Сватово. Там ВСУ пытались пробить российскую линию обороны, обойти Кременную с севера и попробовать выйти на оперативный простор, позволяющий им в перспективе приступить к освобождению Лисичанско-Северодонецкой агломерации (Кременная была ее северным фасом) и пройти в центр северной части Луганской области, обрушив российскую оборону на сватовском участке.

Результаты этих наступлений в целом предопределили развитие сухопутных операций у обеих армий в 2023 году. ВС РФ путем концентрации лучших наступательных подразделений (частей ВДВ и «Вагнера»), огромных жертв и массированного использования артиллерийского огня (по некоторым сообщениям, штурмы Соледара и Бахмута сжирали до 70% всего дневного расхода артиллерийских снарядов на линии фронта с российской стороны) сумели сначала пробить украинскую оборону около Соледара, в начале февраля быстро его захватить, а потом за две недели занять высоты западнее города, что обеспечило им возможность окружения Бахмута с севера и северо-запада. Фактически оборона Бахмута оказалась бессмысленна с того момента, когда прошедшие по этим высотам штурмовики «Вагнера» взяли под огневой контроль дорогу, ведущую к городу с западной стороны.

ВСУ в свою очередь использовали под Кременной тактику, показавшую свою эффективность в 2022 году: атаки малыми штурмовыми группами под прикрытием дронов и относительно немногочисленной и точной артиллерии. Им удалось продвинуться почти до дороги Кременная — Сватово и в какой то момент взять ее под огневой контроль. Однако тактика малых групп хорошо работала в условиях, когда ВС РФ испытывали острый дефицит военнослужащих, отчего вынуждены были строить оборону на разнесенных на значительное расстояние «опорниках» (так происходило начиная с середины лета 2022 года).

Сплошная же линия обороны, подкрепленная к тому же артиллерией и минометами, подобную тактику выдерживала. Именно такая линия обороны была построена ВС РФ вдоль линии дороги Кременная — Сватово и далее на север. И многочисленные атаки ВСУ вдоль этой трассы в первые месяцы 2023 года в целом оказались безуспешны. Прорвать оборону там не удалось, а человеческие и материальные ресурсы на это потрачены были. Более того, можно предположить, что увлечение атаками на этом направлении не позволило вовремя перебросить дополнительные ресурсы под Соледар для купирования российского прорыва и в итоге привело к потере этих двух городов.