Фото: СКР
Гибель 24 января в Белгородской области российского военно-транспортного самолета Ил-76, на борту которого, по утверждениям российских властей (впрочем, до сих пор не подтвержденным), находилось 65 украинских военнопленных, которых якобы везли для обмена, трое сопровождающих и шесть членов экипажа, стала очередной трагедией этой войны.
Версии того, что на самом деле произошло, были ли на борту эти военнопленные, чем был сбит самолет и кто виноват, посыпались сразу. О причинах катастрофы высказывались предположения от неисправности самолета (интересно, что эту версию выдвигали некоторые российские z-блогеры) до уничтожения его украинской зенитной ракетой.
26 января Следственный комитет РФ опубликовал видео, на котором якобы запечатлен момент посадки украинских военнопленных в Ил-76. Впрочем, разобрать на нем можно лишь то, что к самолету подъезжает несколько крытых тентом грузовиков. Рядом с самолетом ходят три или четыре человека. Никакой посадки в него нескольких десятков человек на этих кадрах не видно.
Вот что известно об этом происшествии на данный момент.
Во-первых, Украина фактически подтвердила, что уничтожение Ил-76 — ее рук дело. Первая реакция представителей ВСУ состояла в том, что самолет перевозил ракеты С-300, С-400, которыми постоянно обстреливается Харьков. И чего естественным образом следует: имеем право, законная цель.
Во-вторых, после того, как версия о том, что на борту находились 65 украинских военнопленных стала преобладающей, украинские представители вплоть до президента взяли паузу. Зеленский даже попросил не поздравлять его на следующий день с днем рождения, который у него 25 января. Что вполне объяснимо. В Украине совершенно другое отношение к жизни своих граждан, нежели в России.
Владимир Зеленский почти сразу же предложил провести международное расследование. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что это возможно, но только «если он [Зеленский] имеет в виду международное расследование преступных действий киевского режима». Сам Владимир Путин, учитывая обозначенную выше реакцию украинской стороны, ломился в открытую дверь, утверждая 26 января, что самолет был сбит Украиной: «Я не знаю, специально они сделали это или по ошибке, по недомыслию, но это они сделали… Но мы сожалеем только о наших летчиках, я приношу искренние соболезнования членам их семей». То есть 65 украинцев, которые там погибли и которые, по его же собственным уверениям, являются одним народом с русскими, ему не жалко. Впрочем, кто бы сомневался.
https://www.youtube.com/watch?v=YO77RkthuNY
В подобных случаях всегда имеет значение первая реакция сторон. Вообще-то расследования авиакатастроф нередко идут годами. Вспомним катастрофу малайзийского Boeing 777, сбитого в июле 2014 года над Донбассом. Суд по этому делу состоялся только через шесть лет. Однако российским официальным лицам, начиная с Минобороны и заканчивая министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, буквально через несколько часов все уже было понятно. По их утверждениям, самолет был сбит из зенитного комплекса ВСУ.
Глава RT Маргарита Симоньян в тот же день оперативно выложила в своей соцсети список украинских военнослужащих, якобы, находившихся на борту. При этом украинские наблюдатели тут же обнаружили, что несколько человек из этого списка были обменены уже достаточно давно.
С другой стороны, если Москве о причинах этой катастрофы все предельно ясно и самолет сбили украинцы, то что скрывать? Открыть эту правду, проведя объективное международное расследование — в интересах РФ. Но в том-то и дело, что похоже, это не вся правда.