Гибель 24 января в Белгородской области российского военно-транспортного самолета Ил-76, на борту которого, по утверждениям российских властей (впрочем, до сих пор не подтвержденным), находилось 65 украинских военнопленных, которых якобы везли для обмена, трое сопровождающих и шесть членов экипажа, стала очередной трагедией этой войны.
Версии того, что на самом деле произошло, были ли на борту эти военнопленные, чем был сбит самолет и кто виноват, посыпались сразу. О причинах катастрофы высказывались предположения от неисправности самолета (интересно, что эту версию выдвигали некоторые российские z-блогеры) до уничтожения его украинской зенитной ракетой.
26 января Следственный комитет РФ опубликовал видео, на котором якобы запечатлен момент посадки украинских военнопленных в Ил-76. Впрочем, разобрать на нем можно лишь то, что к самолету подъезжает несколько крытых тентом грузовиков. Рядом с самолетом ходят три или четыре человека. Никакой посадки в него нескольких десятков человек на этих кадрах не видно.
Вот что известно об этом происшествии на данный момент.
Во-первых, Украина фактически подтвердила, что уничтожение Ил-76 — ее рук дело. Первая реакция представителей ВСУ состояла в том, что самолет перевозил ракеты С-300, С-400, которыми постоянно обстреливается Харьков. И чего естественным образом следует: имеем право, законная цель.
Во-вторых, после того, как версия о том, что на борту находились 65 украинских военнопленных стала преобладающей, украинские представители вплоть до президента взяли паузу. Зеленский даже попросил не поздравлять его на следующий день с днем рождения, который у него 25 января. Что вполне объяснимо. В Украине совершенно другое отношение к жизни своих граждан, нежели в России.
Владимир Зеленский почти сразу же предложил провести международное расследование. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что это возможно, но только «если он [Зеленский] имеет в виду международное расследование преступных действий киевского режима». Сам Владимир Путин, учитывая обозначенную выше реакцию украинской стороны, ломился в открытую дверь, утверждая 26 января, что самолет был сбит Украиной: «Я не знаю, специально они сделали это или по ошибке, по недомыслию, но это они сделали… Но мы сожалеем только о наших летчиках, я приношу искренние соболезнования членам их семей». То есть 65 украинцев, которые там погибли и которые, по его же собственным уверениям, являются одним народом с русскими, ему не жалко. Впрочем, кто бы сомневался.
В подобных случаях всегда имеет значение первая реакция сторон. Вообще-то расследования авиакатастроф нередко идут годами. Вспомним катастрофу малайзийского Boeing 777, сбитого в июле 2014 года над Донбассом. Суд по этому делу состоялся только через шесть лет. Однако российским официальным лицам, начиная с Минобороны и заканчивая министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, буквально через несколько часов все уже было понятно. По их утверждениям, самолет был сбит из зенитного комплекса ВСУ.
Глава RT Маргарита Симоньян в тот же день оперативно выложила в своей соцсети список украинских военнослужащих, якобы, находившихся на борту. При этом украинские наблюдатели тут же обнаружили, что несколько человек из этого списка были обменены уже достаточно давно.
С другой стороны, если Москве о причинах этой катастрофы все предельно ясно и самолет сбили украинцы, то что скрывать? Открыть эту правду, проведя объективное международное расследование — в интересах РФ. Но в том-то и дело, что похоже, это не вся правда.
А как здорово было, когда хрень от Зеленина помечалась в рассылке. А тут - на тебе! не пометили. и я провалился в эту гумно...уважаемый R., не забывай помечать опусы сего автора в рассылке, пожалуйста!
<<Однако российским официальным лицам, начиная с Минобороны и заканчивая министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, буквально через несколько часов все уже было понятно. По их утверждениям, самолет был сбит из зенитного комплекса ВСУ>>
Лихо. Proof будет?
Что убить нескольких своих они способны не моргнув глазом -- это понятно. Но пожертвовать целым самолётом ради сомнительного ПР эффекта? К технике у них отношение гораздо более трепетное, чем к людям.
К тому же происшествие показывает, что украинцы могут беспрепятственно сбивать военные самолёты над Белгородом, а это выставляет РФ в довольно-таки бледном свете
Тенденциозная, безапелляционная и бездоказательная статья. Притянуто за уши всё, что хотелось притянуть. Никаких новых фактов, никакой аналитики. Агитка.
В этом автор последователен, раньше тоже так писал, лозунгами. Бездоказательными. Обидно, когда читателей за баранов держат.
+1. Забавляет, как автор притягивает за уши в качестве аргумента тот факт, что российской стороне всё стало ясно с самого начала на основе того, что катастрофа с малайзийским Боингом расследовалась кучу лет. Но при этом забывает, как в 2014-м году украинская сторона и российская оппозиция с первого же дня "знали", что это Россия или сепаратисты с Донбасса MH370 сбили. Ну а то, якобы России выгодно международное расследование как доказательство вины Украины... Уже нарасследовали международники с тем же малайзийским Боингом. В итоге даже не осудили российское государство - только стрелочников типа Гиркина. И успешно под ковёр замели тему пропажи днепропетровского диспетчера, который был бы интересным свидетелем на том процессе.
Это тот "диспетчер" кто не мог быть диспетчером т. к. иностранец? Еще куча деталей но по давности забыто.
Ну американское государство тоже никто никаким судом не осуждал, когда Navy сбило иранский самолёт в Персидском заливе (а капитана наградили орденом "за моральные страдания" /это не название ордена, а обоснование к представлению/)
И Украину никто не судил за сбитый рейс Бен-Гурион - Новосибирск. И Иран тоже как-то избежал судебных вердиктов за сбитие уже украинского пассажирского лайнера ...
Повторю здесь свой комментарий к последней сводке Николая Митрохина:
Удивляет вялая реакция Украины на обвинения в сбитии самолёта. Почему-то все забывают о том, что записано в УПК: "нет тела - нет дела". Не предъявлены ни свидетельства наличия останков десятков людей на месте падения, ни полётные документы, в которых детально фиксируется всё живое и неживое, что есть на борту самолёта, ни документ, информирующий украинскую сторону о наличии пленных на борту. Наверняка вся процедура обмена строго бюрократизирована и каждый шаг оформляется на бумаге, которой исполнители прикрывают свой зад. Кроме слов российской стороны, появившихся подозрительно быстро, версия с пленными ничем не подтверждается. Так что проще всего было потребовать документальных подтверждений. Документы, в отличие от тел, не горят. Они копируются.
Реакция вялая на случай, если тела найдутся. Меньше резонанса — меньше проблем. Так ничто не мешает русским убить 65 пленных украинцев, которые не были на том рейсе, если это будет выгодно в медийном плане.
Есть логика человеческого поведения. Невозможно задумать провокацию - сбить самолет со своими и, сбив, самому радостно об этом сообщить, не дав это сделать россиянам.
Как видите - что-то мешает :-). Очень трудно подделать останки жертв авиакатастрофы. Проще угробить второй самолёт с телами. И всё равно нужны подтверждающие документы, а их подделать тоже не просто. Пока, по крайней мере, России не удалось изготовить ни одного безупречного фейка за всё время Путина.