Владимир Путин на интервью американскому журналисту Такеру Карлсону

Владимир Путин на интервью американскому журналисту Такеру Карлсону

Фото: IMAGO / Gavriil Grigorov / Kremlin P / Global Look Press

Приближается вторая годовщина со дня объявления Владимиром Путиным «специальной военной операции» в Украине, а 17 марта состоятся выборы президента России, результаты которых выглядят предопределенными. Генерал ФСБ в отставке Евгений Савостьянов, в прошлом работавший вместе с Путиным в Кремле, рассказал Republic о том, в каком состоянии Россия и власть подошли к очередным выборам, какие военные и политические риски угрожают администрации президента и что за стратегии придется вырабатывать мировому сообществу, чтобы не допускать войн и агрессии в будущем.

«Народ демонстрирует полную покорность судьбе, и это позволяет власти спокойно существовать»

Остался месяц до выборов президента России. Каким вы видите состояние российской власти к этому моменту? Крепко держится?

— Выступление Пригожина и Уткина в июне прошлого года и их движение на Москву показали, что власть трухлявая, ткни — и развалится. Совсем немного, 200 километров, оставалось до того, чтобы власть в стране поменялась. Так что никакой крепости нет. Есть плот на болоте покорный. Народ в данном случае демонстрирует полную покорность судьбе, и это позволяет власти спокойно существовать. Но пойди процесс несколько более хаотичный, она может быстро развалиться, потому что, в общем, у нее нет основ легитимности. Можно сколько угодно имитировать выборы и говорить: как же нет основ легитимности, ведь народ выбирает, народ голосует. Но все понимают, что это лишь «комбинация-махинация», начатая в 2020 году. Весь ее смысл в том, чтобы, наплевав на суть и букву закона, продлить пожизненное правление Путина. А с чем он приходит к этому очередному рубежу? С полной катастрофой. То есть он стал для страны катастрофой.

Давайте пройдемся коротко по основным аспектам. Социально-политическая жизнь в стране: милитаризация, репрессии, ужесточение режима, переход к самым архаичным формам правления, страна превратилась в настоящее сословное общество феодального типа, которое насаждает соответственные нравственные и умственные понятия. Процветает массовое доносительство, и репрессии, как его результат, становятся массовыми. Они приобретают порой гротескный характер, в стиле инквизиции, за цвета радуги готовы наказать, зачем-то прицепились к ЛГБТ-сообществу. То есть в социальной жизни мы скатились в полный крах, в некоторых аспектах на столетия назад.

И явно продолжается курс на ужесточение, что никогда не является признаком силы и спокойствия. Закручивание гаек всегда отражает, что власть чувствует себя неуверенно и робко.