Мэтт Деймон и Киллиан Мерфи на открытии Берлинского кинофестиваля, 15 февраля 2024 года

Мэтт Деймон и Киллиан Мерфи на открытии Берлинского кинофестиваля, 15 февраля 2024 года

Monika Skolimowska/dpa/ Global Look Press

Что бы ни творилось в мире, фестивальное движение не просто живет своей жизнью — его лихорадит, оно время от времени переживает конвульсии, возвращается к нормальной жизни, снова вибрирует. В этом, казалось бы, спокойненьком уголке, спрятанных от мировых бурь, — идет невидимая миру перманентная борьба.

Сколько бы ни говорили, что Берлинский кинофестиваль (Берлинале) теряет свои позиции в мировом фестивальном движении, тройка лидеров пока неизменна: Канны, Венеция, Берлин. И как бы ни воротили снобы носы, приписывая Берлинале излишнюю политизированность, в феврале на Потсдамер-плац, где сосредоточены главные площадки фестиваля, стекается цвет мировой киноиндустрии. Правда, в последние несколько лет Берлинале и правда ощутил некоторый недостаток в звездах первой величины, из-за чего фестиваль сейчас опять переживает очередной приступ вибрации.

Пять лет назад культурная общественность Германии обратилась к руководству страны (а Берлинале — государственный фестиваль и существует на государственные деньги) с требованием сменить бессменного директора фестиваля Дитера Косслика. Неравнодушные активисты от культуры ставили Косслику в вину увлечение «звездностью» и желание потрафлять интересам и вкусам «простой» публики. Действительно — те 18 лет, что Косслик стоял у руля Берлинале, красная дорожка Берлинале Паласт — главной и самой торжественной фестивальной площадки — не успевала остыть от следов одной голливудской суперзвезды, как на нее ступала новая. Антонио Бандерас, Николь Кидман, Джордж Клуни, Бред Питт и другие — кажется, по части звездопадов Берлинале уже сравнялся с Каннским фестивалем.

К тому же Косслик не уставал тренировать свою организаторскую фантазию нескончаемой чередой новых программ, конкурсов и разного рода фестивальных проектов. Надо отдать ему должное — от публики не было отбоя. Каждый год фестиваль представлял какую-нибудь новую тематическую программу — то про кулинарию, то про футбол. Публике нравилось. Берлинале вообще считается самым демократичным фестивалем — в отличие от Канн, куда публику дальше ограждений перед красной лестницей вообще не пускают, и Венецией, где билеты для публики дорогие и в принципе почему-то всегда отсутствуют, Берлинале выбрасывает в продажу недорогие билеты, доступные даже не самым обремененным финансами гражданам.

Berlin Palast — главная площадка Берлинале

Soeren Stache/dpa/ Global Look Press

Но в какой-то момент неравнодушная общественность сочла такое положение дел несолидным. Какая кулинария? Какой футбол? И чем активнее ломилась на фестиваль публика — тем больше толстел ком претензий к директору.