Олег Янковский

Олег Янковский

Mikola Gnisyuk/Russian Look/ Global Look Press

Боже, каким же молодым он умер, если его нет так давно, а сегодня ему только 80! Восемьдесят для современного мужчины — ну так себе возраст, многие еще женятся по какому-то разу.

Отпрыгнуть на несколько десятилетий назад, пересмотреть «Щит и меч», где Олег Янковский сыграл свою первую роль — молодого нацистского офицера Генриха Шварцкопфа, решившего променять Гитлера на Сталина, — и подумать: уже тогда было ясно, что в советский кинематограф тихо, как-то бесшумно и достойно вошел новый тип актера. А ведь этого тогда никто не понял, кроме нескольких профессионалов. Владимир Басов, сходу утвердивший юного Янковского на одну из главных ролей в обещающий стать мегапопулярным фильм, понял сразу.

До Янковского таких актеров у нас не было. Честное слово — не было. Загадочный не-лицедей, у которого на первый взгляд актерских средств — раз-два и обчелся. А то и вовсе нет, кроме задумчивого взгляда и аристократизма в каждом жесте, в каждом движении брови.

Олег Янковский и Станислав Любшин в фильме Владимира Басова «Щит и меч»

kulturologia.ru

Вслед за Басовым к Янковскому начали присматриваться — уж больно хорош парень. Евгений Карелов утвердил его на роль белогвардейского офицера в картине «Служили два товарища». А потом пригляделся и заявил: «Ну нет — Врангелю мы его не отдадим». И переутвердил — уже на одну из главных ролей, в пару с матерым уже на тот момент Роланом Быковым. Дуэт был, конечно, сказочный. Вибрирующий, весь как на шарнирах, резкий простой мужик Иван Карякин — Быков — и молодой раздумчивый «из бывших» Андрей Некрасов — Янковский. Негероические люди в героических условиях. Мы плакали над погибшим Некрасовым, и тогда нам было невдомек, что пройдет время — и героизм «красных» сильно померкнет в наших глазах. В отличие от образов, созданных Быковым и Янковским.

Олег Янковский — как кот. Кот в любом месте мгновенно становится не только уместным, но и необходимым. Органика такая. У Янковского была кошачья органика — он вписывался весь, целиком в любую среду, в любой фильм, в любой эпизод. Это ведь очень редкий актерский талант — быть везде уместным. В детстве Олег мечтал быть зубным техником — семья жила бедно, и мальчик мечтал хорошо зарабатывать. О том, что он потомственный дворянин, сын бывшего белого офицера (разумеется, в годы Большого террора репрессированного), помалкивал. Только это все равно бросалось в глаза.