Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
24 февраля — два года с момента полномасштабного вторжения российских войск на территорию Украины. Что изменилось за это время в России и на Западе, ради чего продолжается война, стал ли путинский режим более похож на Третий рейх, как вести себя оппозиции в сложившихся условиях, есть ли у Украины шансы на победу и когда война может закончиться, об этом Republic поговорил с признанным иноагентом историком и блогером Александром Штефановым. Он известен тем, что снял документальный фильм «Обыкновенная денацификация» о жизни на «новых территориях», объявленных Россией своими, после чего подвергся травле со стороны Z-публики.
«Не думаю, что нужно срочно все бросать и бежать из страны. Нужно ждать, когда появится возможность повлиять на ситуацию»
— Начнем с главного политического события на данный момент: смерть Навального. На ваш взгляд, какие последствия она может вызвать?
— На международную политику и тем более ход СВО смерть Навального вряд ли окажет какое-либо влияние. Понятно, что это событие немного помогает демократам в США утвердить финансирование и поставки вооружений для Украины. Но даже эта помощь радикально не изменит ситуацию. А сам этот инфоповод, скорее всего, в недалеком будущем потеряет свою значимость.
Но это серьезное событие для внутриполитической жизни России. Часть сторонников Навального. вероятнее, радикализируется. При этом не забываем, что все возможности для мирного протеста подавлены. Но, вероятно, рано или поздно клапан для выпуска пара будет открыт. И уж тем более огромный простор для уличного протеста появится после смерти Владимира Путина.
— Аналитики и наблюдатели гадают, может ли за этим событием быть какой-то сигнал российскому обществу или его части. Что вы думаете на этот счет?
— Я не думаю, что за этим может быть, например, привязка к каким-то важным для Кремля событиям. То, что это произошло в феврале 2024 года, скорее случайность. Но сама по себе смерть Навального — результат целенаправленных действий.
Я вижу это так: Кремль согласовал с тюремщиками тактику медленного убийства Алексея Навального. Поэтому его систематически держали в условиях, которые сильно вредят здоровью.
И так уж вышло, что Алексей Анатольевич умер именно в феврале в не самый удачный для Кремля момент. Но, подчеркну, фактов у нас мало, это событие создает вокруг себя поле для домыслов.