Global Look Press/Keystone Press Agency
В копилку Профайлов «Власти» сегодня мы решили добавить не совсем обычного для нашего светского журнала персонажа — папу римского Франциска. И для этого у нас есть веские основания. 13 марта исполнилось 11 лет со дня избрания аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо 266-м главой Римско-католической церкви, 19 марта исполнится 11 лет со дня его интронизации. И хотя это не юбилейная дата, для самого понтифика она, видимо, имеет особое значение, потому что именно 19 марта 2024 года выйдет в свет новая, во многом итоговая, книга 87-летнего папы римского Франциска «Жизнь. Моя история в истории», в которой он впервые рассказывает историю своей жизни «через самые важные и драматические события, которые человечество пережило за последние восемьдесят лет». Это глобальный проект издательства HarperCollins Italia, книга одновременно выйдет в Италии, США, Великобритании, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Мексике, Польше, Португалии, Испании и Южной Америке.
Но для нашего издания не это событие стало определяющим при выборе очередного героя рубрики Профайлы «Власти», хотя книга мемуаров Франциска обещает быть интересной и поучительной. Гораздо важнее для нас то, что римский папа принимает активное участие в политических событиях наших дней. В новейшей истории влияние главы Римско-католической церкви утратило ту мощь, которой обладало в период расцвета Ватикана, но моральный авторитет папы римского и сейчас велик, поэтому его посредничество в международных процессах имеет немалое значение, а его высказывания о политических событиях обладают сильным резонансом.
«Белый флаг» от папы римского
В конце прошлой недели, 10 марта, президент Украины Владимир Зеленский в своем традиционном вечернем обращении к согражданам сделал резкое заявление по поводу слов понтифика в обнародованном 9 марта интервью швейцарскому телерадиоканалу RSI, — о том, что «сильнее всех тот, кто смотрит на ситуацию, думает о народе, имеет мужество поднять белый флаг и вести переговоры». Эти слова папы римского были истолкованы многими наблюдателями как призыв к украинцам сложить оружие, и вызвали бурную реакцию не только в Украине. А глава украинского МИД Дмитрий Кулеба ответил на них так: «Наш флаг — желто-синий. Это флаг, под которым мы живем, умираем и побеждаем. Мы никогда не будем поднимать другие флаги».
12 марта госсекретарь Святейшего Престола кардинал Пьетро Паролин прокомментировал слова папы для итальянской газеты Corriere della Sera. В частности, он сказал: «Святейший Отец объясняет, что переговоры — это не слабость, а сила. Не капитуляция, а мужество. И он говорит, что мы должны больше ценить человеческую жизнь, сотни тысяч жизней … Поскольку эти решения зависят от человеческой воли, всегда есть возможность прийти к дипломатическому выходу… Святейший Престол озабочен риском эскалации <…>. В этом смысле растущий уровень конфликта, взрыв новых вооруженных столкновений, гонка перевооружений — это драматические и тревожные сигналы… Риск фатального ядерного "дрейфа" имеет место. Достаточно посмотреть, с какой регулярностью к этой угрозе прибегают отдельные представители власти. Остается лишь надеяться, что это стратегическая пропаганда, а не "предупреждение" о чем-то действительно возможном. Что касается "основного опасения" Святейшего Престола, то он, на мой взгляд, заключается в том, что разные участники этой трагической ситуации еще больше замкнутся на собственных интересах, не делая ничего возможного для достижения справедливого и прочного мира».
Неудачный призыв к переговорам, особенно из-за использованного образа «белого флага» (который, как подчеркивает пресс-служба Ватикана, был предложен интервьюером Лоренцо Буччеллой, а не самим папой) — это не первый и надо думать не последний раз, когда папа римский предпринимает активные усилия, чтобы своим авторитетом оказать влияние на международные конфликты. Он также пытается повлиять на войну между Израилем и ХАМАСом. В том же интервью швейцарской телерадиокомпании RSI папа Франциск сказал: «Ежедневно в семь часов вечера я звоню в приход в Газе. Там живут шестьсот человек, и они рассказывают об увиденном — о войне. Войну ведут двое, а не один, и эти двое безответственны. Кроме того, существует война не только между армиями, но и война партизанская, например, с боевиками ХАМАС, которые армией не являются. Все это скверно».
Журналист и политический комментатор Виталий Портников жестко прокомментировал эти неуклюжие «миротворческие» усилия понтифика, которые могут, по мнению аналитика, привести к прямо противоположным результатам:
«Цитаты из интервью Папы Франциска, в котором понтифик призывает к переговорам…, уверен, являются прекрасным примером двойных стандартов, которые стали сутью политики стран так называемого «глобального Юга». И Папа, который должен быть выразителем ценностей, оказывается великолепным транслятором настроений этого мира. Аргентинский политик в нем, похоже, побеждает римского понтифика.
Папа говорит о «мужестве белого флага», но почему-то предлагает начать переговоры Украине и Израилю… Он обращается не к тем, кто напал, а к тем, на кого напали. И фактически советует им сдаться и сохранить условия для последующего удара и уничтожения. Но Папа в этом не одинок. За последние годы мы слышали подобные заявления от многих мировых лидеров, которые продолжали хлопать Владимира Путина по плечу. Я никогда не понимал, почему эти лидеры не делают выводы из событий последних десятилетий… Странные представления. Представления, которые довели мир до Второй Мировой войны и, уверен, могут спровоцировать Третью Мировую войну. Потому что капитуляция перед агрессором всегда приводит к усилению его амбиций».
11 марта МИД Украины вызвало официального представителя Ватикана, апостольского нунция в Украине архиепископа Висвальдаса Кульбокаса, «на ковер», чтобы выразить разочарование по поводу недавних комментариев понтифика. 13 марта архиепископ Кульбокас дал интервью Euronews, в котором еще раз попытался объяснить, что подразумевал папа: «Папа не предлагал капитуляцию. Напротив, используя термин "переговоры", Он подразумевал, что все стороны должны быть вовлечены в переговорный процесс».
По мнению архиепископа, немаловажную роль играет помощь, которую оказывает Украине Католическая церковь: «Если рассматривать действия Папы, то в качестве примера можно привести больницу понтифика "Бамбино Джезу" в Риме. Она уже приняла более 2500 украинских детей. Оказываемая поддержка выходит за рамки гуманитарной помощи. Предлагаются самые разные формы помощи. Папа Римский активно содействует этому через кардинала Краевского».
Действительно, префект ватиканского Департамента милосердия кардинал Конрад Краевский семь раз за последние два года приезжал в Украину с гуманитарной миссией по поручению папы Франциска. Но сам папа, хотя и не отказывается посетить Киев, куда его много раз приглашали, связывает свою потенциальную поездку с визитом в Москву, которая совершенно не заинтересована в такой встрече. Об этом 11 марта рассказал посол Украины при Святом Престоле Андрей Юраш:
«Папа получил приглашение прибыть в Украину от всех представителей украинского политикума, начиная с президента Владимира Зеленского, который еще в 2020 году встречался здесь, в Риме, с папой и передал ему приглашение. И повторил это приглашение в мае прошлого года… Папа имеет свое видение, он хочет, и это он официально говорит, о том, что его возможный, потенциальный визит в Киев, от которого он не отказывается, который он хочет реализовать, он обязательно связывает с визитом в Москву. Очевидно, мы понимаем нереалистичность именно этой позиции. Москва не хочет видеть. Она не посылает таких же месседжей кооперации и сотрудничества с Ватиканом. И даже формального приглашения… Но Папа — человек такого, и мы это видим по его месседжам, по его интервью, человек определенного импульса, определенной эмоции. Поэтому полностью исключить, что каким-то образом, в какой-то иррациональный момент не придет к нему такое желание, я бы не исключал. Поэтому все возможно. Надо конечно работать, несмотря на все эти сложности, несмотря на все напряженности».
Как видим, папа римский Франциск — человек сложный и не очень предсказуемый. Попробуем разобраться в этой важной, значительной, в чем-то противоречивой личности, заглянув в биографию папы.
От послушника до кардинала
Будущий папа римский Франциск, в миру Хорхе Марио Бергольо, родился 17 декабря 1936 года в столице Аргентины Буэнос-Айресе в католической семье. Его отец Марио Хосе Бергольо, уроженец Турина, эмигрировал из Италии в Аргентину в 1929 году, сбежав от фашистского режима Муссолини; мать Мария Регина Сивори Гогна родилась в Буэнос-Айресе в семье итальянских эмигрантов. Марио Бергольо работал бухгалтером на железной дороге, его жена была домохозяйкой, посвятившей себя воспитанию пятерых детей.
Хорхе учился в Индустриальном техникуме Иполито Иригойена, названном в честь бывшего президента Аргентины, и получил диплом химика-технолога. В этом качестве он проработал несколько лет в отделе пищевых продуктов лаборатории Хикетье-Бахманна. Юноша был фанатом футбольного клуба Сан-Лоренцо-де-Альмагро, любил аргентинское танго и фильмы итальянского неореализма. О том, как он почувствовал в себе священническое призвание, папа Франциск впоследствии рассказывал как о знаменательном дне — он точно помнит его дату — 21 сентября 1953 года, пережитом им в Буэнос-Айресе. Хорхе было тогда почти 17 лет, и он собирался отпраздновать с друзьями День студента: «Перед тем, как пойти на праздник, я зашел в свой приход, увидел там незнакомого священника и почувствовал необходимость исповедаться. Для меня это был опыт встречи: я обнаружил, что кто-то ждет меня. Не знаю, что произошло, не могу вспомнить и не знаю, почему там был тот самый незнакомый священник или почему я захотел приступить к исповеди, но правда в том, что Кто-то ждал меня и ждал очень долго. После исповеди я почувствовал в себе перемену и стал другим. Я слышал что-то вроде голоса или зова и вернулся с сильной убежденностью: я должен был стать священником».
История таинственного призыва важна и понятна для католической аудитории — это явная отсылка к «Исповеди» блаженного Августина: «Иди, читай!»
Он также вспоминал о ночных молебнах, которые проводил вместе со своим братом Оскаром с 1954 по 1955 год в базилике Пресвятого Таинства. Из своего дома во Флоресе, на окраине Буэнос-Айреса молодой Хорхе ездил на автобусе в центр города. Там — в базилике Пресвятого Таинства — он проводил в молитве многие субботние вечера. «Поклонение начиналось около девяти вечера, после проповеди о. Аристи», — вспоминает папа Франциск. Опыт ночных поклонений произвел на юношу неизгладимое впечатление, но, по его словам, это была «нормальная христианская жизнь».