В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга Стивена Уокера «Первый: Новая история Гагарина и космической гонки». Она воссоздает точную картину соперничества СССР и США за первенство в осуществлении полета человека в космос. В ее основе лежит впечатляющий массив не публиковавшихся ранее документов и высказываний тех, кто не просто присутствовал при описываемых событиях, а был их активным участником.

Автор проводит параллели между Сергеем Павловичем Королевым и Вернером фон Брауном, создателями ракет, а также Юрием Гагариным и Аланом Шепардом, двумя кандидатами на первый полет в космос.

Сегодня не осталось в живых никого из передовой шестерки космонавтов. Последним из жизни ушел в 2019 году Валерий Быковский. Пятеро из шестерых слетали в космос. Не удалось сделать этого Григорию Нелюбову — человеку, которого одно время считали даже кандидатом на первый полет. Откровенный эгоизм, который отмечали в нем инструкторы, оказался причиной его падения. В 1963 году, выпив по какому-то поводу в буфете у платформы Чкаловская, он затеял ссору с военным патрулем, — а затем отказался извиниться, несмотря на неоднократные попытки начальства его заставить. В результате его отчислили из отряда космонавтов и отправили служить на Дальний Восток. Там он вновь начал летать на истребителях. Нелюбов отчаянно пытался вернуться в отряд, но безуспешно. На фотографиях отряда космонавтов, которые позже публиковались властями, его лицо и фигура были обычно заретушированы. Даже новые коллеги по эскадрилье не верили, что он когда-то был космонавтом.

«Меня уже нет», — сказал он как-то своей жене Зинаиде. К тому времени он сильно пил и пребывал в глубокой депрессии.

Однажды в феврале 1966 года он ушел из дома и погиб под колесами поезда во время метели. Ему был 31 год. Официально так и не установили, было ли это самоубийство, но записку Зинаиде он оставил. «Ты всегда была лучше всех, — написал он. — Прости».

Герман Титов полетел в космос 6 августа 1961 года и стал вторым русским и третьим в мире человеком, который побывал там, после Гагарина и Шепарда. Как и предсказывал Каманин, программа его полета была намного сложнее, чем у Гагарина. Он совершил 17 витков, а всего этот тяжелый полет продолжался 25 часов и 11 минут. Титов взял с собой кинокамеру и впервые снял Землю и ее атмосферу из космоса.