В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга «Страх, любовь и пропаганда. Механизмы влияния в сектах и тоталитарных системах».
Социальный психолог Александра Стайн 10 лет провела в секте, но смогла освободиться от ее влияния и стала одним из ведущих специалистов в мире по механизмам влияния деструктивных сообществ. В ее книге, ставшей итогом многолетнего исследования, описываются механизмы привязанности, с помощью которых секты и тоталитарные режимы контролируют сознание людей.
Что такое тотальная идеология?
По словам Ханны Арендт, идеологии — это «всяческие "измы", могущие, к удовольствию своих приверженцев, объяснить все и вся». Все тоталитарные идеологии претендуют на «познание мистерии исторического процесса как целого — тайн прошлого, путаницы настоящего и неопределенностей будущего». Они отвергают любое знание из внешнего мира, чтобы создать свой вымышленный мир внутри герметичной тоталитарной системы.
Как отмечает Арендт, тоталитаризм «благодаря своей необыкновенной идеологии… открыл способ господства над людьми и устрашения их изнутри». Эта идеология и язык, при помощи которого она доносится до людей, становятся основой власти лидера над своими последователями. Эдгар Шейн в своем исследовании, посвященном военнопленным из китайских коммунистических тюрем 1950-х годов, заявляет, что вовсе не физическое принуждение, а именно язык был ключевым компонентом промывания мозгов. Он оказывал настолько сильное влияние на людей, что иностранные заключенные старались забыть китайский язык, чтобы хоть как-то сопротивляться внушению.
Тотальная идеология занимает центральное место в навязываемой лидером интерпретации переживаний человека. Столкнув последователей с ситуацией неразрешимого страха, из-за которого они диссоциируются и теряют возможность осмыслить то, что вызывает у них испуг, лидер начинает предлагать им идеологию группы в качестве замены критического мышления. Как только эта идеология проникает через «диссоциативное окно» в разум человека и закрепляется в нем, она начинает постепенно усиливать и закреплять диссоциацию последователя. Тотальная идеология не допускает никаких других точек зрения, которые противоречили бы ей, поэтому, принимая ее, последователь запирает свое мышление на замок — как запирает эмоции под воздействием изоляции и запрета на другие привязанности.