В издательстве «КоЛибри» в серии «Исторический интерес» выходит книга «"Орки" с Востока: Как Запад формирует образ Востока. Германский сценарий».

Что такое «Восток»? Географическая сторона света? Направление, зависящее от точки зрения наблюдателя? Колониальная окраина? Кто решает это и почему в устах Запада термин «Восток» часто выполняет функцию позорного клейма?

Эта книга — дерзкий вызов. Ее автор, профессор немецкой литературы Лейпцигского университета Дирк Ошманн, посягнул на святая святых — право трактовать историю и современность единственно с точки зрения «победителя». На примере Западной и Восточной Германии он разбивает благостную картину мира западного интеллектуала, убежденного в том, что Восток хорош только тогда, когда полностью похож на Запад. В яркой полемичной манере автор показывает, что этот конфликт затрагивает весь современный мир, основанный на глобальном разломе общества, неравенстве культур, застарелых обидах и взаимных претензиях, зачастую проявляющихся сегодня в самых неприглядных, радикальных формах. Книга, вокруг которой в Германии кипят жаркие споры, несомненно, найдет отклик и у российского читателя.

С любезного разрешения издательства публикуем главу «Ханжество и двойная мораль».

Однако установить связь между правым экстремизмом и провальной работой государственных органов — лишь полдела. Другая часть связана с тем, что социолог Штефан Лессених именует «экстернализацией» (перенос, проецирование той или иной проблемы вовне. В психологии применяется как техника, позволяющая ослабить влияния стыда или вины и высвободить способность человека к действию).

«Мы живем хорошо, потому что живем за счет других — за счет того, что они достигают трудом и муками, терпением и страданиями».

Приведу три неопровержимых примера: мы хороним свой мусор в Малайзии, наши футбольные мячи шьют дети в Пакистане, а одежду — фабричные рабы в Бангладеш. Абсолютно так же работает механизм аутсорсинга и внутри Германии в межрегиональных СМИ, полностью ориентированных прозападно, в которых «габитус экстернализации» на самом деле возвращается бумерангом. Снова приведу три примера: в западной картине мира правый экстремизм, ксенофобия и одурманивание существуют только на Востоке; там гнездится все зло, которое Запад якобы преодолел. Да, все это на Востоке есть, что довольно печально. Но и на Западе все это присутствует, и в избытке. Однако тут в классификации и оценке применяется другое мерило, по нему это просто «досадные единичные случаи».