Фото: kremlin.ru
Последние новости заставляют думать, что конца войне России с Украиной нет. США выделили масштабную помощь Украине. Европейские политики заявляют, что Евросоюз и НАТО будут поддерживать Украину до последнего. А Россия в это время готовится к летнему контрнаступлению. Но как долго Россия сможет финансово обеспечивать ведение боевых действий? И какие санкции должен вводить Запад, чтобы экономика Путина не могла поддерживать войну? Об этом Republic поговорил с экономистом Владиславом Иноземцевым.
«Платить будут все больше и больше, но все равно никто не будет идти воевать»
— Сколько еще времени есть у путинской экономики, чтобы клепать танки, снаряды и в целом вести войну? Кто-то считает, что два-три года, а кто-то дает значительно больше.
— Клепать танки и подобную ерунду российская экономика может еще очень долго. Но я разделю эту проблему как минимум на два слоя.
Первый — различное условно простое оружие. Артиллерия, снаряды, ракеты без высокой точности поражения, примитивные дроны, бронемашины, стрелковое оружие — все это можно выпускать сколь угодно долго. Объемы растут — причем даже быстрее, чем это видится многим наблюдателям. Кроме того, по ряду типов техники, например по тем же танкам, есть советские запасы, которые «модернизируют». Это, конечно, убогая техника, но когда она используется в бою с обычными стрелковыми соединениями, она имеет определенный эффект.
Так что в этом направлении я бы вообще не ставил никаких временных преград.
То, что мы видели в 2023 году, — это переход от попытки где-то закупиться снарядами и чем-нибудь еще к выходу на то, чтобы это все производить самим в достаточном количестве.
И даже Запад ахает и охает, что не может догнать Россию. Запад, конечно, догонит — скорее всего, уже в следующем году. Но догонит он ее по общему объему производства, а не по количеству орудий и снарядов, которые он передаст Украине.
Второй — высокоточное оружие: сложные дроны, авиационная техника, баллистические ракеты и все остальное. Здесь есть зависимость от поставок высокотехнологичных компонентов, которые весь 2022 год шли с Запада через массу фирм-прокладок, а в 2023 году по большей части были заменены на китайские. Тут российскую армию могут ждать большие проблемы, если Запад перекроет все лазейки для поставок — например, через давление на тех же китайцев, ради оказания которого недавно ездил в Пекин Энтони Блинкен. Но даже эти проблемы будут временными. Возможно, текущее производство затормозится, а через год-два дефицит преодолеют. При концентрации усилий на нескольких точечных позициях и снижении качества и надежности даже сложные оружейные системы можно делать и в России.