Фото из личного архива
Алексей Бессуднов, социолог, доцент университета Эксетера в Великобритании, рассказал Republic о различиях между этничностью, этносом и национальностью с точки зрения современной науки, и на примере России и Украины объяснил, что бывают ситуации, когда люди вынуждены самоопределяться.
— Алексей, мы сегодня поговорим о таких важных вещах, как самоопределение человека во время вооруженного конфликта, о миграции в Европе и ее отличиях от схожих процессов в России, о национальности и национализме и связанной с этим всем этике. И все это будет через призму этничности — одной из сфер ваших научных интересов и исследований. Этничность — это ответ на один из главных вопросов человечества: «Кто ты?». Это так?
— Термины, которые мы употребляем, в этом контексте часто определены неточно. И это не какая-то ошибка. Так происходит не потому, что люди не знают правильное определение, а потому, что его не существует. То есть, не люди запутались, а понятия сложносоставные. Когда речь идет об этничности или национальности, то мы будем иметь в виду разные вещи в разных контекстах.
Если перевести эти термины на английский язык, то понять будет проще. Nationality — это гражданство, то есть, паспорт какой страны у вас есть (а можно иметь несколько паспортов). Иногда это пересекается с этнической принадлежностью, а иногда — нет.
По-русски, говоря «национальность», мы часто имеем в виду «этничность», по-английски — ethnicity. Надо сказать, что я обычно не употребляю слово «этнос», поскольку он предполагает, как у Льва Гумилева, что «этносы» действуют как исторические акторы. Иногда это может быть так, но в целом такая точка зрения мне не очень близка.
Этничность — это про индивидуальную принадлежность и характеристики, а не когда мы под общим флагом выдвигаемся защищать какую-то идею.