В издательстве «Бомбора» выходит книга электронного музыканта, преподавателя Moscow Music School, лектора и музыкального обозревателя (Zvuki.ru, Colta.ru) Ника Завриева «Планетроника: популярная история электронной музыки».

С любезного разрешения издательства публикуем (в сокращении) фрагмент о том, как в СССР продвигали электронную музыку в условиях цензуры и что общего у терменвокса и Ленина. Кстати, на Яндекс Музыке, партнере проекта, можно найти одноименные выпуски подкаста «Планетроника».

Завершается наше путешествие, разумеется, в Москве, и темой последней главы станет советская электроника. Здесь мы немного отойдем от привычной логики повествования. Последняя глава рассказывает не о каком-то отдельном жанре или их семействе, как все предыдущие главы этой книги, а о той музыке, что родилась на просторах СССР. И здесь я намеренно ограничиваю временной диапазон именно советским периодом (закончится этот рассказ году примерно на 1991-м). Дело в том, что современная российская электроника — это явление слишком широкое и слишком многообразное, чтобы вписать его в формат одной главы. Здесь есть и техно, и транс, и IDM, и бейс, но все это как бы часть общемировой истории. А вот проассоциировать какой-то один жанр или направление именно с Россией мы, пожалуй, не можем. А вот электроника советская (и здесь мы говорим не только о России, но и, например, о странах Балтии, которые в то время были советскими республиками) как раз легко выделяется в совершенно самостоятельное социокультурное явление.