Плакат. Кино в  массы. 1946 год

Плакат. Кино в массы. 1946 год

Если помните, совсем еще недавно в моде были разговоры об отмене русской культуры. В рамках гибридной войны против России злокозненный Запад стремился стереть из памяти человечества Толстого, Чайковского и Достоевского, — так примерно описывали процесс отечественные пропагандисты.

Примеры подбирать получалось с трудом, но сколько было радости, когда получалось! В прошлом году, например, Метрополитен-музей в Нью-Йорке изменил этикетаж под картинами Айвазовского и Репина. Про Айвазовского написали, что он, — украинец, живший на территории Российской империи и снискавший славу «у русской знати, османского султана и богатых американцев». В общем-то, не придерешься, если не обращать внимания на детали. Айвазовский все-таки армянин.

Репина даже и украинцем не называли, просто указали, что он «родился в украинском Чугуеве, когда город был частью Российской империи». С Куинджи тоже случилась похожая история.

Ох, сколько было шуму! Сколько было плохо скрываемой радости! Нашли, нашли отмену, вот она, родимая! Иначе, как «политической провокацией», коррекцию этикеток и не называли. Ну и кстати, если уж рассуждать честно, жест действительно был политическим. Просто странно, что это удивляет.

Но, в общем-то, все-таки быстро стало понятно, что тема «отмены русской культуры» — не очень рабочая. Толстой, Достоевский и Чайковский никуда не делись, а случаи (совсем не такие частые, как хотелось бы отечественным пропагандистам) отмен не культуры, конечно, как таковой, а отдельных спектаклей или выставок настолько внятно встраивались в логику текущих событий, что городить вокруг них скандалы было тяжеловато. Хотя, конечно, все равно городили — можно вспомнить, допустим, историю с неслучившимися гастролями «Ленкома» в Израиле.

Ну и, разумеется, совсем как-то чахло смотрелись разговоры об отмене русской культуры на фоне событий, происходящих в отечестве, — с запретами книг, концертов, выставок и спектаклей, с трепетным вниманием к ранимым стукачам, с назначением фельдфебелек (извините за странный феминитив) в Вольтеры, с фарсовым судом над Беркович и Петрийчук, где как раз на этой неделе выступал в качестве свидетеля обвинения полубезумный косноязычный доносчик… Суд-то, кстати, фарсовый, над речами доносчика не смеялся, разве что прокурор (судье трудновато было держаться), но сроки могут выйти вполне реальные, и все это понимают.

Говоря короче, забылась как-то тема, затерялась, утратила политическую актуальность.

И уж совсем подлый удар нанесли любителям порассуждать про отмену русской культуры члены жюри Каннского кинофестиваля.