Страница Елены Ямпольской ВКонтакте
Управляющие культурой
«Мы не пашем, не сеем, не строим, Мы гордимся общественным строем». Помните эти строки из «Песни бюрократов», которую поют в комедии Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» сотрудники «Главного управления свободного времени» — сатирического аналога Министерства культуры СССР? Казалось бы, фильм Рязанова, снятый в начале перестройки (в 1987 году), очень наглядно и доходчиво показал, чего стоят чиновники от культуры, что они только мешают ее развитию. С отменой цезуры, с появлением свободы слова пришло понимание, что культурой не нужно управлять и тем более ею руководить, максимум, что стоит делать государству для культуры, это помогать ей бюджетными вливаниями в образование, в строительство театров, музеев и библиотек. А какой ей быть, как себя выражать — с этим культура справится сама, без управляющей и руководящей роли «партии и правительства», культура — это про свободу и самовыражение, а не про дисциплину и ограничения. Но прошло не так много лет, и мы вернулись туда, откуда пришли. Культуру опять поставили на службу идеологии правящего режима, ее снова подменяют пропагандой, деятелям культуры диктуют, что можно, а что нельзя, а если они не внимают указаниям руководящих органов, их сажают в тюрьму. Путинские чиновники, управляющие сегодня культурой в России, могли бы сделать «Песню бюрократов» своим гимном. Они, как и их предшественники в СССР, запрещают все, до чего могут дотянуться, и размножаются неконтролируемым делением, как раковые клетки.
Государственные органы управления культурой в Российской Федерации состоят из Министерства культуры РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Комитета Государственной думы по культуре, Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Кроме этого существуют государственные проекты и программы, которые разрабатываются по указам президента Путина. В 2012–2018 годах действовала Федеральная целевая программа «Культура России», в качестве государственного заказчика-координатора которой выступало Министерство культуры, а госзаказчиков — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное архивное агентство. Вступив в свой четвертый президентский срок, Путин издал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с которым был разработан Национальный проект «Культура» на 2019–2024 годы, указом от 21 июля 2020 г. продленный до 2030 года.
Чтобы претворять в жизнь все эти «культурные» указы, проекты и программы, нужны специальные люди. Самым известным «культурным государственником» эпохи Путина является, конечно же, Владимир Мединский, который сейчас служит помощником президента РФ и курирует вопросы культуры. Но фронт работ так велик, что этому выдающемуся деятелю одному не справиться с его управлением. Поэтому ему на помощь выделена еще одна управляющая единица — советник президента РФ по культуре. До недавнего времени им был Владимир Толстой, известный тем, что является праправнуком великого русского писателя Льва Толстого. Но 14 мая 2024 г., в рамках ротации правительства в начале своего пятого президентского срока, Путин назначил на эту должность Елену Ямпольскую. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что Ямпольская займется вопросами культуры вместе с Мединским, а также будет привлечена к теме молодежной политики под кураторством первого заместителя руководителя Администрации президента Сергея Кириенко, главного по идеологии в путинской вертикали власти.
52-летняя Елена Ямпольская в деле управления культурой не новичок. Ее предыдущая должность — председатель Комитета Государственной думы по культуре, и занимала она ее с июля 2018 года, то есть без малого 5 лет. А вообще вся трудовая деятельность этой государственной дамы связана с культурой — в той или иной степени.
От внештатного корреспондента до главного редактора
Поразительно, но публичная личность, которой без сомнения является Елена Александровна Ямпольская, ведет очень закрытый образ жизни и, видимо, всегда тщательно следила, чтобы информация о ее личной жизни и семье не просочилась наружу. Нет никаких упоминаний о родителях Елены Ямпольской, известно лишь, что она коренная москвичка и родилась 20 июня 1971 года. О ее детстве, школе, увлечениях тоже нет никакой информации. В одной из своих статей 2009 года она написала в свойственной ей эпатажной манере: «Лично мне надоело смотреть кино про то, как в незапамятные времена в силу забытых уже причин американцы (вариант — англичане) воевали с немцами, причем победили евреи. Да-да, не вздрагивайте — фамилия, которой подписан данный текст, сохраняет за мной право выговаривать подобные вещи внятно». Из чего, видимо, следует, что Елена Ямпольская еврейка.
В 1988–1990 годах (очевидно, сразу после окончания школы) Елена работала внештатным корреспондентом журнала «Коммерческий вестник». В 1994 году закончила театроведческий факультет ГИТИСа. Параллельно с учебой работала в театральном отделе газеты «Советская культура». Получив диплом, пришла в «Известия», где в то время главным редактором был Игорь Голембиовский.
В апреле 1997 года в «Известиях» перепечатали заметку французской газеты «Монд», в которой сообщалось, что Виктор Черномырдин за годы своей работы в «Газпроме» стал обладателем акций компании на 5 млрд долларов. Это привело к скандалу с владельцем издания, в результате которого Голембиовский покинул «Известия», вместе с ним ушли многие сотрудники, в том числе и Елена Ямпольская. В августе 1997 года Голембиовский с бывшими журналистами «Известий» создал «Новые известия», которые финансировал Борис Березовский. Ямпольская возглавила в этом издании отдел культуры. В 2003 году, из-за публикации материала о культе личности Путина, Голембиовский был смещен с поста главного редактора газеты председателем совета директоров издания, бизнесменом и чиновником Олегом Митволем. После этого Голембиовский вместе с верным ему коллективом журналистов создает газету «Русский курьер», где Ямпольская тоже возглавляет отдел культуры. Весной 2005 года из-за финансовых проблем выпуск этого СМИ был приостановлен. Ямпольская какое-то время редактировала ежемесячную газету «Театрал», принадлежащую ЗАО «Газета «Новые известия», а в 2006 году вернулась в «Известия», которые возглавил единоросс, экс-главред «Комсомольской правды» Владимир Мамонтов. Там она до 2008 года являлась руководителем отдела культуры, в 2008–2011 годах — заместителем главного редактора.
Видимо, устав от принципиальности или разуверившись в прежних идеалах, Ямпольская начала выстраивать свою карьеру в духе государственного патриотизма, все более востребованного в путинской России. В «Известиях» под руководством Мамонтова Ямпольская стала воспевать творчество известного патриота Никиты Михалкова, к тому времени уже растратившего свой режиссерский талант. Тем не менее, Ямпольская упорно публиковала положительные рецензии на его фильмы, а его критиков сравнивала с нацистами.
В декабре 2011 года Елене Ямпольской (на тот момент ей было 40 лет) предложили должность главного редактора газеты «Культура» (бывшей «Советской культуры», где она начинала свою журналистскую карьеру). В этом назначении сыграла решающую роль ее дружба с Михалковым, который являлся одним из основных инвесторов издания.
После прихода Ямпольской в «Культуру» у газеты появился подзаголовок «Духовное пространство русской Евразии». Изменились тон и тематика газеты, в ней стали публиковать материалы, посвященные обсуждению общественных и религиозных вопросов, стало значительно больше развлекательных текстов. Тиражи увеличились, но многие известные журналисты покинули газету из-за несогласия с редакционной политикой нового главреда. Вместо ушедших Ямпольская набрала новых сотрудников из других изданий, в том числе из «Известий».
Музыкальный обозреватель Дмитрий Морозов, уволившийся из «Культуры», когда там стала заправлять Ямпольская, так описал причину своего ухода:
«Какое-то время мы еще наивно полагали, что сможем по-прежнему заниматься каждый своим делом, не обращая внимания на политическую начинку, но и то, и другое оказалось иллюзией. Не обращать внимания стало уже невозможно, и делать свое дело — тоже. Газета превратилась в рупор не только самого Михалкова и РПЦ, но и партии власти, успешно состязаясь с центральными телеканалами в искусстве лизать то, что пониже спины, и "мочить" несогласных».
Политический деятель и законодатель
В какой момент Ямпольской пришла идея пойти в политику, она не рассказывала. Но в 2016 году она уже не просто член партии «Единая Россия», а входит в высший совет партии власти и в ее штаб перед выборами в Государственную думу РФ VII созыва. Ямпольская идет на выборы в ГД по федеральному списку «Единой России», возглавляя в нем региональную группу Курганской и Челябинской областей. Какое отношение имеет москвичка Ямпольская к этим областям? А какая разница…
Facebook* Елены Ямпольской (* — принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой на территории РФ)
18 сентября 2016 года она становится депутатом Госдумы VII созыва, и ее сразу избирают заместителем председателя комитета Госдумы РФ по делам национальностей. А в январе 2018 года — первым заместителем председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Еще через полгода, после смерти Станислава Говорухина, Ямпольская занимает его место во главе комитета Госдумы по культуре.