ВСУ

Наступило лето, с котором и Украина, и Россия связывают надежды переломить ситуацию на поле боя в свою сторону. Какие именно факторы могут этом способствовать, насколько серьезно нужно воспринимать ядерный шантаж России и угрозы диверсий в Европе, что даст одобрение Белого дома наносить удары американскими ракетами по территории России, возможен ли переговорный процесс — своими мыслями на этот счет поделился в интервью Republic военный эксперт, историк, профессор Пражского муниципального университета Юрий Федоров.

— Как вы в целом оцениваете происходящее в данный момент на фронте?

— Наиболее важные события сегодня происходят на двух театрах фронта. Первый — Харьковская область, конкретнее те участки, которые прилегают к границе и захвачены российскими войсками. Они превращены в плацдармы, с которых происходит попытка вести наступление с одной стороны на Харьков, а с другой — выйти с тыла к Купянску через населенные пункты Белый колодец и Великий Бурлук. Это то направление российских войск, которое выбрано российским командованием. Но пока в целом там ничего страшного для украинцев не происходит, потому что наступление остановлено и на протяжении больше недели российские войска топчутся на месте.

Второй участок фронта — Донецкая область, где российское командование предпринимает серьезные усилия для наступления по двум направлениям. Первое — из-под Авдеевки на Покровск, это город на западном направлении. Второе — попытка в районе Бахмута захватить поселок городского типа под названием Часов Яр. Продвижение россиян имеет место быть, но оно происходит медленными темпами с большими потерями.

На остальных направлениях — перестрелки, попытки действий менее, чем тактические, в общем, идет позиционная война в ее классическом виде.

Что в этом есть хорошего для Украины? В первую очередь удалось снизить темпы наступления российский войск в Донецкой области. В начале года после падения Авдеевки они шли гораздо более быстрыми темпами. Теперь эти темпы затормозились. Возможно, это связано с тем, что начало поступать какое-то количество боеприпасов из-за рубежа в ВСУ.

Но тем не менее, ситуация остается крайне сложной для Украины. И дальнейшие прогнозы могут выглядеть следующим образом. В лучшем случае Украине удастся остановить российское наступление примерно на тех рубежах, на которых войска находятся сейчас. В худшем — россиянам удастся занять серьезные территории в Донецкой области. Возможно, на востоке Харьковской области российские войска выйдут на рубеж реки Оскол. Но все это не означает катастрофы для Украины. Украина сохранит возможность вести боевые действия и контроль над стратегически важными территориями, если, конечно, там не произойдут какие-то внутриполитические изменения.

Что касается северо-восточного участка, то есть наступления в Харьковской области, то там, по-видимому, удастся затормозить наступление, ограничить его теми линиями, на которых сейчас находятся войска. Однако это потребует переброски в эту область существенной части стратегических резервов, что ослабит боеспособность ВСУ на юге, то есть в Донецкой и Запорожской областях.

У ВСУ есть проблема не только с недостатком вооружений, главным образом, артиллерийских боеприпасов. Имеющиеся прогнозы нам говорят, что Россия может производить в два-три раза больше таких снарядов и других боеприпасов, чем есть сейчас.

У Украины таких возможностей нет. А потому она вынуждена полагаться на поставки из-за рубежа, но возможности западной коалиции пока существенно меньше, чем возможности российского ВПК.

И хотя прошло уже больше месяца после принятия Конгрессом США пакета помощи Украине, пока оптимистические ожидания не подтверждаются. Ясной, открытой информации по этому поводу нет. Можно предположить, что какое-то количество вооружения уже доставлено в Украину.

Что из всего этого следует на ближайшие месяцы, пока невозможно сказать. Ответ может быть дан только после того, как мы узнаем, каковы результаты летней кампании на фронте. Только к осени можно подводить какие-то итоги и прогнозировать развитие ситуации.

— Недавно министр обороны Швеции Пол Юнсон поддержал право Украины наносить удары по территории России при помощи оружия, предоставленного западными союзниками. Следом поступила информация, что и президент США Джо Байден негласно разрешил Украине использовать поставляемое американцами оружие для нанесения ударов по некоторым целям в России, но только в районе Харьковской области. На ваш взгляд, это может изменить ситуацию, не слишком ли поздно?