Фото: сайт Банка России
Последние санкции США, касающиеся валютного рынка в России, продолжают влиять на возможности внешнеторговых расчетов. Российские власти лихорадочно ищут выход из положения — и похоже, таковым все больше видится использование во внешних расчетах криптовалют, прежде всего — стейблкоинов. Насколько эти надежды оправданы?
Китайские транспортные компании останавливают приём новых грузов с отправкой в Россию. Это связано с тем, что они не могут принять оплату. Единственный российский госбанк в Китае «ВТБ Шанхай» также не принимает рубли из России, потому что не знает, что с ними делать. Из-за этого накопились неисполненные платежи. По той же причине китайские банки перестают принимать платежи в рублях.
Индийский премьер-министр Нарендра Моди съездил в Москву не напрасно — по данным Reuters, сейчас Россия и Индия ведут переговоры о заключении долгосрочного соглашения об импорте нефти. Но, подчеркивает агентство, стороны еще не согласовали условия — в частности, в какой валюте будут оплачиваться поставки.
Что общего между этими сообщениями? То, что проблема выбора валюты для платежей по внешнеторговым контрактам становится проблемой номер один. И решения этой проблемы пока нет. Была надежда на переход к торговле юанями — но переход на юани произошел, в основном, внутри российского контура. Так, ЦБ констатировал в своем июльском «Обзоре рисков финансовых рынков», что юань занимает теперь 99,6% на валютном рынке Мосбиржи (она, напомним, попала под санкции США). Остальное — это валюты Беларуси, Казахстана и прочих «дружественных» стран, да турецкая лира, на которую в 2022 году российские власти возлагали большие надежды. Увы, Турция не оправдала ожиданий. И не только потому, что все эти году лира стремительно девальвировалась — Турция, вместе с Болгарией и Румынией, выполняет функции члена НАТО по защите акватории Черного моря. К тому же турецкие банки еще раньше китайских начали блокировать российские транзакции. Валюта БРИКС? Разговоры о ней идет так давно, что уже не осталось надежды на то, что она появится — и тем более,что станет широко использоваться.
В этих условиях у России есть лишь одна валюта, которую вряд ли заблокируют — криптовалюта. Вернее, та часть ее, которая называется стейблкоинами: монеты, стоимость которых привязана к той или иной фиатной валюте, чаще всего — к доллару США.