В издательстве «Альпина нон-фикшн» выходит книга «Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма».
Во что верили коренные жители Сибири? Какие обряды и ритуалы они совершали? Как они представляли Вселенную? Кто такой шаман и зачем он пляшет с бубном у костра? Как удается ему проникать в иные миры и поддерживать космическое равновесие? На эти и другие вопросы отвечает эта книга. Интерес к шаманским практикам возник у ее автора, историка и музейного деятеля Андрея Шаповалова, еще со времен студенчества, а на рубеже веков даже привел его в школу шаманизма. Попытка разобраться в этом явлении не оставляла его долгие годы и привела к написанию книги. Обаяние ее во многом исходит из убеждения автора, что чудеса, которые творят шаманы, случаются — пусть пока еще нет достаточных научных знаний, чтобы объяснить их.
С любезного разрешения издательства публикуем главу «Проблема происхождения».
Мнения и гипотезы
В советской этнографии о шаманизме часто писали как о ранней форме религии. Его появление при этом относили к верхнему палеолиту, ссылаясь на археологические данные о первобытном искусстве и самых ранних погребениях. Магическая теория происхождения палеолитического искусства (согласно этой теории, корни искусства лежат в магических обрядах, связанных прежде всего с удачной охотой), а также религиозный смысл происхождения погребального обряда для многих являются вполне достаточными аргументами, чтобы напрямую связывать любые древнейшие культы и обрядовые практики с деятельностью первых шаманов. В исторической науке о первобытном обществе, где реальная достоверная информация минимальна, а возможности для интерпретаций безграничны, непонятный археологический факт привязывается к религиозной системе или культу, и часто этой системой считается шаманизм. Такие яркие археологические находки, как изображение «колдуна» из пещеры Трех Братьев, для многих авторов являются свидетельством существования в древних сообществах шаманов. Например, виднейший представитель трансперсональной психологии, американский врач и ученый Станислав Гроф пишет:
Происхождение шаманизма теряется в глубине веков. Ему, вероятно, по меньшей мере от тридцати до сорока тысяч лет, и своими корнями он уходит в эпоху палеолита… В нескольких пещерах есть рисунки и рельефы странных фигур, которые сочетают в себе черты человека и животного и, вне всяких сомнений, изображают древних шаманов. Самое известное из таких изображений — «Колдун» из пещеры Трех Братьев, таинственная, сложная фигура, объединяющая в себе различные мужские символы. У этой фигуры имеются рога оленя, глаза совы, хвост дикой лошади или волка, борода и пенис человека и лапы льва. Еще один знаменитый рельеф, изображающий шамана, в том же самом пещерном комплексе — это «Владыка зверей», который правит Землями Удачной Охоты, изобилующими удивительными животными. Также широко известной является сцена охоты на стене пещеры Ляско. Здесь изображены раненый бизон и лежащая фигура шамана с пенисом в состоянии эрекции. Грот под названием Ла- Габиллу скрывает рельефное изображение фигуры шамана в движении, археологи называют его «танцором». Вдобавок на глиняном полу одной из пещер исследователи обнаружили отпечатки ног, расположенные по кругу. Это наводит на мысль, что ее обитатели исполняли танцы вроде тех, что по сей день исполняются во многих туземных культурах для вызова трансовых состояний.