Фото 1930-х гг., фотограф Моторин (Public Domain)
В издательстве Новое литературное обозрение вышел двухтомник израильского историка Игала Халфина «Автобиография троцкизма: в поисках искупления» (это продолжение предыдущей масштабной работы Халфина — «Автобиография большевизма»). Исследование основано преимущественно на материалах сибирских архивов.
Новый проект (цитируем издательскую аннотацию) посвящен ключевому ритуалу большевизма — критическому анализу собственного «я», перековке личности с помощью коммунистической этики. Анализируя процесс этой специфической формы самопознания, отраженной в эго-документах эпохи, автор стремится понять, как стал возможен Большой террор и почему он был воспринят самими большевиками как нечто закономерное.
С любезного разрешения издательства публикуем фрагменты главы «Театр НКВД», рисующей психологический портрет чекиста эпохи Большого террора и анализирующей реакцию сотрудников спецслужбы на «чистку» в их собственных рядах.
Игал Халфин (Igal Halfin) — профессор департамента истории Тель-Авивского университета, специалист по ранней советской истории, теории литературы и кино.