Коллаж из книги Бориса Зона «Живая комсомольская газета» (1926) превратился в мем, якобы свидетельствующий о необычайной свободе нравов в комсомольской среде. На самом деле это изображение имеет иронический характер

Коллаж из книги Бориса Зона «Живая комсомольская газета» (1926) превратился в мем, якобы свидетельствующий о необычайной свободе нравов в комсомольской среде. На самом деле это изображение имеет иронический характер

«Открыть себя, изменить себя, очистить себя — вот главная задача, которую русские революционеры ставили перед собой после 1917 года», — пишет известный израильский историк, профессор Тель-Авивского университета и московской «Шанинки» Игал Халфин в введении к своей новой книге «Автобиография большевизма: между спасением и падением» (готовится к выходу в издательстве Новое литературное обозрение).

Основные сюжеты фундаментальной 850-страничной работы Халфина связаны с феноменом «чисток» начала 1920-х годов: на этих партийных собраниях-судилищах решалось, достоин ли тот или иной член компартии остаться в ее рядах (впоследствии модель таких собраний активно использовалась в ходе сталинских показательных процессов 1930-х).

Практически неизбежной составляющей «чистки» становилась оценка морального облика «вычищаемого» (причем те или иные пороки почти неизбежно вытекали из социального происхождения последнего), а тактическое самобичевание, в ходе которого объект «чистки» признавался в различных моральных девиациях, могло стать платой за сохранение заветного партийного билета.

Моральным обличением друг друга (в извращенной «классовой» форме) были увлечены не только сами большевики: злейшие враги большевизма — русская эмигрантская интеллигенция — тоже критиковали деятелей советской власти с нравственных позиций.

В заключительной части книги автор приводит интереснейший обзор «морализирующих» карикатур и шаржей — как из эмигрантских газет (раздел «Взгляд из эмиграции»), так и из советских изданий эпохи НЭПа («Новый быт, новая этика»).