Вашингтон, 11 июля 2024 года. Президент США Джо Байден выступает на 75-м саммите НАТО в присутствии премьер-министра Великобритании Кира Стармера (крайний слева) и президента Украины Владимира Зеленского

Вашингтон, 11 июля 2024 года. Президент США Джо Байден выступает на 75-м саммите НАТО в присутствии премьер-министра Великобритании Кира Стармера (крайний слева) и президента Украины Владимира Зеленского

Stefan Rousseau / Keystone Press Agency / Global Look Press

Как известно, после массовых убийств гражданских лиц в Буче президент Украины Владимир Зеленский и его правительство наложили мораторий на любые прямые переговоры с агрессором. Вплоть до недавнего времени этот мораторий сохранялся. Если и были контакты, то только через третьих лиц и третьи страны. Однако время идет, и мы видим, что в этой железобетонной позиции происходят изменения. Подтверждением контактов Киева с Москвой стали недавние заявления самого Зеленского.

На встрече с государственным секретарем Ватикана кардиналом Пьетро Паролином Владимир Зеленский заявил: «Это первый шаг на пути к миру… Мы все понимаем, что должны закончить этот путь как можно быстрее, чтобы не терять человеческих жизней».

Незадолго до этого в интервью Би-би-си украинский президент выразился еще более определенно: «…мы можем закончить горячую стадию войны. Мы можем попытаться это сделать до конца этого года» .

Некоторые российские оппозиционные эксперты и журналисты уже не первый день обсуждают информацию о возможных переговорах по прекращению огня в российско-украинской войне. При этом того, кто даже просто констатирует некие подвижки в этом направлении, они объявляют участником очередной путинской кампании по дезинформации.

Например, уважаемый социолог Игорь Эйдман называет разговор на эту тему «тайной игрой против Украины». По его мнению, целью ее является попытка внести раскол в украинское общество и его элиты с целью ослабления Украины и принуждения ее к капитуляции. Эксперт убежден, что именно это сейчас и нужно Путину, а никакие не переговоры и компромиссы. «Главная цель Кремля — заставить Зеленского … идти на уступки и просить перемирия», — пишет он и призывает не верить Путину.

Естественно, верить Путину нельзя. Любой договор, заключенный с ним, стоит не больше бумаги, на которой он написан. Вспомним Будапештский меморандум 1994 года, согласно которому Россия выступила гарантом территориальной целостности Украины взамен на ядерное разоружение последней. Вспомним Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной 1997 года, по которому Москва подтвердила свое обязательство уважать территориальную целостность Украины. 2014 год показал, что любым обязательствам и международным соглашениям Кремля грош цена. А начав войну на уничтожение Украины в 2022 году, Путин окончательно вывел Россию за какие бы то ни было правовые рамки. Он сам и весь его режим теперь за этими рамками.

Иного мнения о нем на Западе только его союзники и единомышленники вроде венгерского и словацкого премьеров Виктора Орбана и Роберта Фицо или экс-президента и кандидата в президенты США Дональда Трампа. Впрочем, с последним не все так однозначно. Бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон в колонке для Daily Mail написал: «Поговорив с Дональдом Трампом на этой неделе, я более чем когда-либо убедился в том, что у него хватит сил и смелости все исправить, спасти Украину, принести мир и остановить губительное распространение конфликта».

Тут повторю то, что писал в предыдущей статье на эту тему для Republic и о чем говорил еще в самом начале этой войны: я убежден, что Россия больше трех лет такой широкомасштабной войны не выдержит.