Матрешки: Путин, Трамп, Сталин

Матрешки: Путин, Трамп, Сталин

Фото: Hendrik Schmidt / dpa / Global Look Press

14 марта 2019 года в пресс-центре московской редакции «Росбалта» прошла довольно странная пресс-конференция, на которой ужи и ежи российской политики заявили о желании создать новое объединение. Естественно, ради спасения Отечества.

В мероприятии тогда приняли участие такие, на первый взгляд, несовместимые лица и организации, как координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, бывший «министр обороны ДНР» монархист Игорь Стрелков (Гиркин), протоиерей Всеволод Чаплин, Максим Калашников (Владимир Кучеренко), Игорь Скурлатов («Свободная Россия»), Михаил Аксель («Другая Россия», бывшая Национал-большевистская партия).

Через три дня на митинге в Москве к ним присоединились еще и Объединенная коммунистическая партия (ОКП), Национально-демократическая партия, АКМ-ТР и др.

Слепить из этого калейдоскопа партий и партеек какую-то новую организацию так и не удалось, но в данном случае речь не об этом — а о том, как они вообще собрались под одной крышей и даже умудрились провести целых два мероприятия (пресс-конференцию и митинг)?

Что общего было, скажем, у координатора «Левого фронта» Удальцова и ныне покойного православного охранителя Чаплина? Удальцов — «левый» сталинистского разлива. Чаплин в свое время говорил: «Я, на самом деле, считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков».

Не исключено, что приведенная цитата из Чаплина вполне органично сочетается с убеждениями Максима Калашникова, который в свое время написал: «Я — не коммунист, а фашист. Но с крайним уважением относящийся к Сталину». Слово «но» тут явно излишне — фашизм и сталинизм, вопреки обывательскому представлению, вполне сочетаемы.

Но как с фашистом Калашниковым и монархистом Стрелковым могли ужиться коммунисты из ОКП, с их декларируемым «марксизмом-ленинизмом»? Выясняется, что тоже в общем неплохо. Факт, что в тот раз единой организации у них не получилось (а хотели ведь создать!), ни о чем не говорит. В реальной политике, а именно в деле поддержки родного российского империализма в его стремлении уничтожить Украину, все эти разноцветные пауки в банке действуют сообща.

Объединить правых и левых, монархистов и коммунистов почти с самого воцарения на кремлевском престоле пытался и Путин. В 2017 году, в преддверии столетия Великой Октябрьской революции 1917 года, он заявил, что в России обязательно отметят ее юбилей, добавив, «главное без романтизации». Добавление, конечно, существенное, потому что романтизация революции могла, видимо, вызвать у горячей российской молодежи желание повторить. Тогда как в представлении российских охранителей во главе с Путиным любая революция — это «ужас-ужас!».

Что касается примирения исторических красных и белых, а также, по возможности, и их идейных наследников, то это было и есть частью путинской внутренней политики. Ради этого Путин пошел даже на то, на что не решились советские реформаторы Никита Хрущев, Михаил Горбачев и даже постсоветский Борис Ельцин. А именно: вернул в пантеон великих российских государственных деятелей не только Иосифа Сталина, но даже его антагониста Льва Троцкого. В частности, этой задаче были посвящены сразу два сериала, снятых и показанных на Первом канале к 100-летнему юбилею Октябрьской революции: «Троцкий» и «Демон революции».

https://www.youtube.com/watch?v=sYbWKNvkbJs

Конечно, Троцкий в этих фильмах не совсем или даже совсем не такой, каким был в жизни (сериал вызвал возмущение в среде современных троцкистов). Но кому это интересно? Сталин в советских фильмах тоже совсем не такой, каким был в реальной жизни. И это тоже не очень интересно ни обожествляющим его массам, ни политикам, которые лепили образы вождей прошлого исходя из собственных представлений о них, а также насущных политических нужд.

Задача Путина по объединению красных и белых вокруг себя этими многосерийными фильмами, конечно же, не ограничивалась. Противоестественное, на первый взгляд, слияние бывших антагонистов нужно было ему не само по себе, а для укрепления своей власти. Для этого же затевалась и аннексия Крыма в 2014 году, и проект «Новороссия» по ползучему захвату Донбасса, и, конечно же, широкомасштабная агрессия против Украины в 2022-м.

Успеху Путина в деле объединения политических сил, на первый взгляд, совершенно несовместимых, способствовало и их объективное состояние. В первую очередь состояние тех, кто позиционировал и позиционирует себя как левых.