В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга «Репетиция апокалипсиса. Тайная история атомных учений в СССР. Тоцкое-1954».
14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне под Оренбургом была взорвана атомная бомба мощностью около 40 килотонн. В рамках эксперимента по изучению последствий ядерного взрыва уже спустя несколько часов через его эпицентр прошли военные в костюмах химической защиты. Секретная операция под кодовым названием «Снежок» обернулась катастрофой: более 45 000 военных и 10 000 мирных жителей подверглись воздействию смертоносной радиации.
Эта книга стала результатом более чем двадцатилетней исследовательской работы журналиста Вячеслава Моисеева. Он начал по крупицам собирать информацию еще в 1980-е годы, внимательно изучив свидетельства очевидцев атомного взрыва, а затем — рассекреченные документы из архивов и тщательно отобранные публикации в СМИ. Его книга — об ответственности организаторов Тоцкого эксперимента перед невольными участниками репетиции апокалипсиса, перед Россией и самой историей.
Плутоний в борозде, мутация в клетках
Много лет подряд накануне 14 сентября я возвращался к теме Тоцкого атомного взрыва 1954 года. С первой публикации в августе 1990-го в «Новом поколении», перепечатанной вскоре «Комсомолкой», говорил об одном и том же: правительство нашей страны должно признать свою ответственность за ядерный эксперимент, проведенный над мирными жителями Оренбуржья, и помочь людям, которые живут в зоне атомного следа. Но с годами ничего или почти ничего не менялось.
Об этом свидетельствовали и два интервью двадцатилетней давности — В. М. Боева и А. М. Русанова, оренбургских ученых, непосредственных участников исследований тех районов нашей области, что пострадали от Тоцкого атомного взрыва.
В сентябре 2001 года о последствиях этого взрыва для оренбуржцев мы побеседовали с доктором медицинских наук, профессором Виктором Михайловичем Боевым, тогда заведующим кафедрой общей и коммунальной гигиены с экологией человека, позже ректором Оренбургской государственной медицинской академии, ныне пенсионером.
— Виктор Михайлович, как известно, вы принимали участие в исследованиях, проводившихся в начале 1990-х годов в районах Оренбуржья, подвергшихся воздействию атомного взрыва. Они внесли какую-то ясность в проблему?
— Проблема остается. Хотя с 1995 года правительство России нам прекратило финансирование, потому что мы слишком глубоко копнули.