Празднование Дня независимости Туркменистана

Празднование Дня независимости Туркменистана

Фото: Lu Jingli / Xinhua / Global Look Press

После начала войны с Украиной российские власти начали массово блокировать доступ к независимым источникам информации. Под запретом находятся все неподцензурные и оппозиционные СМИ, ряд мессенджеров и соцсетей, а недавно власти начали блокировать ютуб. Похоже, Россия идет по пути Туркменистана, жители которого живут в условиях тотальной цензуры. Эксперты утверждают, что к октябрю 2022 года в Туркменистане были заблокированы как минимум 1,2 миллиарда IP-адресов — треть от всех существующих в мире. Главный редактор издания Turkmen.news Руслан Мятиев рассказал Republic, какие способы обходить информационную изоляцию используют жители Туркменистана (спойлер: без денег, как всегда, не обошлось).

— Состояние интернет-свободы в Туркменистане называют одним из самых худших в мире — у вас уже несколько лет как заблокировали буквально весь интернет, соцсети, сайты и хостинги. У жителей Туркменистана остаются какие-то возможности для доступа к информации?

— С недавних пор в Туркменистане появились небольшие послабления с интернетом. Я, конечно, не буду хвалиться, но это и наша в том числе заслуга, потому что мы на протяжении не одного года, как минимум полутора-двух лет, долбили своими публикациями всю эту службу управления кибербезопасности, этих злодеев и вредителей, которые оставляют страну без интернета, не дают ей развиваться. Какой смысл в этих блокировках? Когда все равно все всё читают, а чиновники правой рукой блокируют, а левой продают свободный доступ в интернет, где можно и читать, и смотреть, и слушать что угодно.

— Каким образом продают? Что это значит?

— В службе кибербезопасности создают белые списки IP-адресов, в которых вам могут продать место, то есть продать белый IP-адрес.

— И сколько это стоит?

— По-разному. Они смотрят, кто вы, зачем вам интернет нужен. Если вам сильно нужен интернет и вы от него, допустим, зависите финансово, например зарабатываете в нем, это может быть большая сумма, $1000–1500 в месяц.

— Но ведь очень мало людей могут себе это позволить?

— Я тоже так думал. Но, знаете, интернет как наркотик. Один раз привыкнешь, подсядешь на него, а потом очень трудно с этого наркотика слезть. Во-первых, хотя страна и закрытая, и за рубежом об этом, наверное, мало знают, но у нас образовался целый сегмент селебрити в обществе, так называемые инфлюенсеры. Они активно пользуются инстаграмом, прогоняют там платные рекламные видосики. Например, условно, зайдут в какой-нибудь ресторан, там им накроют огромный стол, а они смачно кушают и рассказывают своим фолловерам, как здесь вкусно. Это стоит денег. За интернет легко отдаст $1000 в месяц какой-нибудь певец, комик, шоумен. Он на одной только рекламе отобьет эти деньги. Поэтому такая прослойка общества есть.

— Но это не самая многочисленная прослойка. А как с большинством населения Туркменистана, у которого нет $1000 на интернет?