Фото: Bergmann / Wikipedia
Когда-то наивный демократический избиратель был уверен, что в России все не так, как хотелось бы, потому что хорошие люди никак не соберутся и не придут все вместе на избирательные участки, чтобы проголосовать там за правильных кандидатов. Вот если бы все мы пришли и дружно проголосовали за тех, за кого агитируют Максим Кац и Михаил Ходорковский, то в Думу наконец пришли бы правильные люди, которые приняли бы прекрасные законы, а то еще бы и провели импичмент Путину. И он тогда, схватившись за голову и размазывая слезы по щекам, убежал бы и спрятался в своем кооперативе «Озеро», с ужасом прислушиваясь к скрипу тормозов у околицы — не за ним ли приехала ставшая вмиг честной полиция?
Ну а если бы Путин не убежал, то хорошие люди все вместе, взявшись за руки, вышли бы на демонстрацию с цветами и разноцветными шариками, чтобы ОМОН, Росгвардия и прочие «космонавты» с не меньшим ужасом разбежались бы по домам. Темницы мрачные тут же пали бы, и свобода, понятное дело, радостно встретила нас у входа…
Увы, теперь эта схема не работает. Она, конечно, и раньше не работала, но теперь — совсем. Правильных кандидатов больше нет. В списках они не значатся. Ни одного, даже самого белого и пушистого оппозиционера на эти выборы не допустили еще на стадии регистрации. А чтобы уж совсем подстраховаться, власти, во всяком случае на выборах в Москве, придумали, что в основном теперь будет электронное голосование. Которое никакие самые честные наблюдатели отследить не могут. Хочешь проголосовать по старинке, бумажным бюллетенем — будь любезен, за несколько дней до выборов (!) подай письменное заявление. Понятно, что большинству избирателей возиться с такой бюрократией лениво. Не говоря уж о том, что если ты такой принципиальный, то неминуемо будешь взят на карандаш…
Таким образом, нынешние выборы ознаменовали возвращение практически к советской системе выборов без выбора, с той только разницей, что если в СССР граждане голосовали за единственный и неповторимый «блок коммунистов и беспартийных», то теперь номинально в бюллетенях есть разные «партии» и кандидаты. Однако с учетом того, что, прежде чем быть зарегистрированными, все они проходят тщательный отбор, то от приснопамятного «блока коммунистов и беспартийных» отличаются только названием. Никакой альтернативы этой системе нет.
Dmitry Golubovich / Global Look Press
Хуже того, эта безальтернативность началась не сегодня. И не после смерти Навального и даже не после того, как его арестовали в начале 2021 года.