Активисты Антиэволюционной лиги продают свою литературу в дни «Обезьяннего процесса». Дейтон, штат Тенесси, 1925 год

Активисты Антиэволюционной лиги продают свою литературу в дни «Обезьяннего процесса». Дейтон, штат Тенесси, 1925 год

Фото: Bettmann Archive

Порой трудно избавиться от ощущения, что представители властных структур в России черпают вдохновение для пламенных речей из истории столь ненавистных им Соединённых Штатов. Предлагая ввести очередной запрет, подобные деятели практически всегда воспроизводят идеи, которые консерваторы за океаном высказывали ещё в начале прошлого столетия.

Один из последних примеров — реплика помощника председателя правительства и бывшего премьера Чечни Муслима Хучиева, на днях предложившего запретить преподавание в школах теории эволюции, поскольку она «противоречит религиозному воспитанию» и представляет собой «первый шаг в духовном разложении детей». В том же духе высказался председатель патриаршей комиссии по делам семьи, защиты материнства и детства РПЦ Фёдор Лукьянов — по его словам, теория Чарльза Дарвина «изначально безнравственна», так как «предполагает сиротство рода человеческого».

В попытках задавить науку религией Хучиев и Лукьянов не оригинальны: почти за 100 лет до них аналогичные рассуждения в США послужили основанием для судебного процесса, за абсурдность неформально названного «Обезьяньим». Тогда поводом для обвинения стало преподавание биологии в школе без оглядки на христианский фундаментализм. История поучительная и достойная того, чтобы её вспомнить, хотя бы потому, что представить нечто подобное легко можно и в современной России.

Оскорбление чувств верующих и другие грехи науки

Сейчас это может показаться странным, но в 1860-х, сразу после публикации труда английского натуралиста Чарльза Дарвина «Происхождение видов», смелые по тем временам выводы учёного в США остались почти без внимания.