Мария Певчих

Мария Певчих

Фото: youtube / NavalnyRu

«Пошли клочки по закоулочкам», — так можно охарактеризовать происходящее сейчас в среде российской оппозиции за рубежом. Кто-то встает на сторону одной ее части, кто-то другой, кто-то призывает чуму на обе дома и многие повторяют как мантру, что надо объединяться, а не трясти грязным бельем. Что, впрочем, не мешает смотреть разоблачительные ютуб-ролики: их просмотры зашкаливают. Однако споры о том, кто виноват, заслоняют более важные вопросы — и для самой оппозиции, и, главное, для нас, российских граждан, где бы мы не находились.

Для начала хочу заметить, что ссоры и взаимные обвинения для политиков вообще и для оппозиционных политиков в частности — дело вполне обычное и даже полезное. Сор лучше регулярно выметать из избы, гнойники — вскрывать, даже больше скажу: пусть лучше политики-оппоненты раздувают из мухи слона, чем прячут огромного, грязного и гнойного «слона» в посудной лавке политической жизни. Собственно, именно поэтому в развитых демократиях не пресекают смакование скабрезных подробностей жизни своих политиков и коршунами следят, не использовал ли какой-то политик служебный велосипед в личных целях. Исходя из этого убеждения, я не считаю, что сам по себе скандал — это чуть ли не тотальная дискредитация российской оппозиции и ее политическая смерть. Что касается западной общественности, то для нее подобные скандалы в порядке вещей, а нашей общественности не вредно и привыкать к мысли о том, что политики — тоже люди, и удерживает их от грехопадения не изначально ангельская сущность, а именно понимание того, что с помощью политических противников или злобной прессы (которой у нас, увы, нет, так как общепринятым стало не бить «своих») все может вскрыться с соответствующими последствиями.

Не буду и вдаваться в разбор обвинений — что со стороны ФБК в адрес Леонида Невзлина и Михаила Ходорковского, что со стороны Максима Каца в адрес ФБК. Отмечу только, что после обвинений ФБК в адрес Невзлина, предполагаемый организатор покушения на Леонида Волкова Анатолий Блинов арестован в Польше, в Латвии проверяют заявления ФБК о возможной коррумпированности некоторых латышских полицейских, а Михаил Ходорковский дал свои объяснения ситуации, в которых ясно дал понять, что хотя обвинениям в адрес Невзлина не верит, «отмазывать» друга в случае их подтверждения не станет. В свою очередь, на обвинения Каца уже ответил Владимир Ашурков, а ФБК пообещали дать развернутый ответ позже.

Насколько правдивы каждое из выдвинутых обвинений и насколько удовлетворительны каждое из данных объяснений — покажет время. Я же хотела бы повторить — хорошо, что все это произошло. Хорошо, что обвинения были выдвинуты публично, хорошо, что объяснения также даются публично. Хотя бы потому, что теперь нам намного яснее многое в деятельности оппозиции, о чем многие хотели, но не могли узнать. И тут я бы хотела остановиться на том, что всегда было интересно лично мне. А именно: на какие именно деньги существует российская оппозиция?